Анали прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по АХД.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Финансовый результат  деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без  получения прибыли предприятие  не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства  или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей  позволяет выявить возможности  улучшения финансового положения  и по результатам расчётов принять  экономически обоснованные решения.

  В процессе анализа решаются следующие задачи:

 - изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

 - исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

 - выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

 - выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

  Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

 - Бухгалтерский баланс, форма № 1.

- Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.

 

 

 

  1. Краткая характеристика предприятия 

ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" относится к так называемой башкирской группе НПЗ наряду с двумя другими, являясь крупнейшим из них по мощности первичной переработки нефти - 17,4 млн. тонн в год. Нефть поступает из Западной Сибири и Туймазинского месторождения.

Производственный потенциал  ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" включает в себя технологические установки: первичной переработки нефти, гидроочистки, риформинга и изориформинга, термокрекинга  и висбрекинга, коксования и газофракционирования, получения моторных, трансмиссионных, индустриальных масел и масел  специального назначения.

В общероссийском объёме производства доля ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" устойчиво  составляет: по высокооктановым бензинам 10%; по производству масел более 7%.

Завод выпускает автомобильные  бензины, топлива для реактивных двигателей, дизельные малосернистые  топлива, мазуты М-40 и М-100, высококачественные масла для автомобильного транспорта, гидравлических систем, различные добавки  и присадки, все виды битумов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого  выручку необходимо скорректировать  на средневзвешенный рост цен на продукцию  предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост  в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый  период.

Для проведения анализа прибыли  по составу и в динамике составим аналитическую таблицу 1.

Таблица  1

Анализ состава и динамики по прибыли

Состав балансовой прибыли

2009 г.

2010 г.

Изменение за год

Сумма, тыс. р.

%

Сумма, тыс. р.

%

Руб.

%

Балансовая прибыль

 19 378 766

100,00

23 508 020

100,00

  4 129 254

21,31

Прибыль от реализации продукции

19 304 073

99,61

  22 314 876

94,92

3 010 803

15,60

Прибыль от прочей реализации

    115 795

0,60

           141

0,0006

    (115 654)

0,09

Внереализационные финансовые результаты

(41 102)

(0,21)

 1 193 003

5,07

 1 234 105

2902,54


 

Как показывают данные таблицы 1, общая сумма брутто-прибыли  за исследуемый период увеличилась  на 21,31%. Наибольшую долю в ее составе  занимает прибыль от реализации  продукции (94,92%). Удельный вес прибыли от прочей реализации незначителен.

Следует отметить также, что  в отчетном году внереализационные финансовые результаты носят положительный характер, тогда как в базисном по данной статье отчета имел место убыток. Это связано со значительным увеличением прочих доходов при практически неизменном уровне прочих расходов.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения  ее суммы.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов:  объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уд), себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц):

П = ∑ [VРП общ * Удii – Ci)].

Объем реализации продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной  продукции может также оказывать  и положительное, и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной  продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепной подстановки, используя  данные, приведенные в табл. 2.

 

 

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

Базисный период

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного  периода

Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VРПi0 i0) =

96 522 350

∑(VРПi1 i0) =

111 304 400

∑(VРПi1 i1) =

111 579 400

Полная себестоимость  реализованной продукции (З)

∑(VРПi0 i0) =

76 993 250

∑(VРПi1 i0) =

77 085 970

∑(VРПi1 i1) =

87 737 060

Прибыль (П)

19 529 100

34 218 430

23 842 340


 

Сначала найдем сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  базовой величине остальных факторов. Для этого рассчитаем  индекс объема реализации продукции, а затем  базовую сумму прибыли скорректируем  на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют  путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении. На ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» его величина составляет:

I рп = = = 0,99

Если бы значения остальных  факторных показателей не изменились, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться также на 1% и составить 19 333 809 тыс. руб. (19 529 100* 0,99).

Определим сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  базовом уровне себестоимости и  цен. Для этого из условной выручки  вычтем условную сумму затрат:

∑(VРПi1 i0) - ∑(VРПi1 i0) = 111 304 400 –77 085 970 = 34 218 430 тыс. руб.

Подсчитаем также, сколько  прибыли предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть  условную сумму затрат:

∑(VРПi1 i1) - ∑(VРПi1 i0) = 111 579 400 –77 085 970 = 34 493 430 тыс. руб.

Порядок расчета данных показателей  в систематизированном виде представлен  в табл.3.

Таблица 3

Расчет влияния прибыли  факторов на изменение суммы прибыли  от реализации продукции в целом  по предприятию

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В00

19 529 100

П усл 1

t1

t0

t0

t0

П0*I рп

19 333 810

П усл 2

t1

t1

t0

t0

Вусл- Зусл

34 218 430

П усл 3

t1

t1

t1

t0

В1усл

34 493 430

П1

t1

t1

t1

t1

В11

23 842 340


 

По данным таблицы 3 можно  установить изменение прибыли за счет каждого фактора:

Объема реализации продукции

ΔП vпр = П усл 1 – П0 = 19 333 810- 19 529 100= - 195 290  тыс. руб.

Структуры реализованной  продукции

ΔП стр = П усл 2 – П усл 1 = 34 218 430– 19 333 810= +  14 884 620 тыс. руб.

Отпускных цен

ΔП ц = П усл 3 – П усл 2 = 34 493 430– 34 218 430 = + 275 000 тыс. руб.

Себестоимости реализованной  продукции

ΔП с = П1 – П усл 3 = 23 842 340- 34 493 430= - 10 651 090 тыс. руб.

Итого + 4 313 240 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в  основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы  прибыли на 14 884 620 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции.  В связи с повышением себестоимости  продукции  сумма прибыли уменьшилась на   10 651 090 тыс. руб.

Далее проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных  видов продукции, величина которой  зависит от трех факторов: объема продажи  продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции  имеет вид:

П= VРПi * (Цi –Ci).

На основании данных таблицы 4 проведем расчет влияния факторов способом абсолютных разниц.

ΔПvрп = (VРП0 – VРП1) * (Ц00)

ΔПц = (Ц1 – Ц0)* VРП1

ΔПс = - (С10) * VРП1

 

Таблица 4

Факторный анализ прибыли  от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции

Объем продаж,  млн. тн

Цена, руб.

Себест-ть, руб.

Сумма прибыли, млн. руб

Изменение суммы прибыли, млн. руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

общее

В том числе за счет

Объема продаж

цены

Себест-сти

Бензин

1,816

1,762

19700

23400

15863

17720

6967,99

10008,16

3040,17

-207,20

6519,40

-3272,03

Диз. топливо

2,495

2,602

16450

19300

13182

15440

8153,66

1004,72

1890,06

349,68

7415,70

-5875,32

Мазут

1,072

0,908

8500

8800

6800

7020

1822,40

1616,24

-206,16

-278,80

272,40

-199,76

Прочие

1,261

1,364

8400

8900

6350

7306

2585,05

2174,22

-410,83

211,15

682,0

-1303,98

Информация о работе Анали прибыли предприятия