Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопросов связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Исходя из указанной цели, можно выделить три основные задачи, поставленные в курсовой работе:
На основе анализа литературы проиллюстрировать основные полномочия Президента РФ.

2
Выявить место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти России.
Показать себя на месте Президента в нашей стране.

Файлы: 1 файл

последний вариан курсовой.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

7

Исполнение обязанностей Президента РФ начинается с момента принесения присяги. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции РФ. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии членов Конституционного суда РФ.

Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации. Этими символами являются: знак Президента РФ; штандарт (флаг) Президента РФ;  специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.

Избранный и вступивший в  должность Президент РФ обладает неприкосновенностью. Правда, в ст. 91 Конституции РФ, закрепившей неприкосновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание.

 

 

 

1.3.  Конституционный статус Президента Российской Федерации.

Его функции.

 

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

8

Конституционный статус реализуется  в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями  понимаются наиболее важные общие обязанности  главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Функции главы государства  не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы  государства всегда есть нераскрытые  в Конституции полномочия, которые  выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

 

Основные  функции Президента Российской Федерации.

Основные функции  Президента записаны в ст.80 Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

  1. является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

Это значит, что Президент, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а, тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан, Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе. Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

  1. в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации,

9

ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

Здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией. Так, только сам Президент в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

  1. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

  1. как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Эту функцию  Президент осуществляет единолично. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, он вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им объявлены недействительными.

 

 

 

 

 

 

10

Раздел 2. Основные полномочия главы государства.

 

Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.4 Полномочия Президента затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам.

 

2.1. Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики закреплены в ст. 86 Конституции РФ.

Согласно пункту «а», Президент  в сотрудничестве с парламентом  разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит  его выполнением. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент непосредственно инструктирует Министра иностранных дел по принципиальным вопросам, устанавливает прямые контакты с главами других государств, систематически ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.д.

В соответствии с пунктом «б»  Президент лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами  государств и правительств других стран. По уполномочию Президента дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегации. Он лично подписывает важные  международные договоры от имени РФ. Президент также может уполномочить подписать договор определенное лицо (обычно главу делегации), но для этого данному лицу необходимо иметь соответствующий документ от имени главы государства.

 

Президент подписывает ратификационные  грамоты, т.е. документы, подтверждающие, что подписанный договор признается государством в качестве обязывающего для него (пункт «в»).

В соответствии с пунктом «г» Президент принимает верительные и отзывные грамоты (особые документы  в форме официальных писем) аккредитуемых (т.е. доверенных) при нем иностранных дипломатических представителей (послов, посланников и др.). Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе (Президенту) России.

В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда и название «верительная грамота»).

________________

 

4См.: Козлова Е.И.;Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 2002. С.399

11

При вручении грамот обычно присутствует Министр иностранных  дел. Речи не произносятся. Дипломатический  представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту России и кратко представляет своих ближайших сотрудников. Нередко для вручения грамот собирается несколько новых послов.

После вручения грамот Президент России обычно имеет краткую беседу с  новым послом (послами).

Отзывные грамоты прекращают выполнение полномочий конкретного дипломатического представителя.

 

2.2 Военные полномочия  Президента РФ.

 

Президент РФ является Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ. В мирное время он осуществляет лишь самое общее политическое руководство Вооруженными Силами. Более конкретным руководством и строительством Вооруженных Сил занимается Правительство России. Оперативным управлением войсками ведает Министр обороны через подчиненные ему воинские службы и воинских начальников.

В условиях чрезвычайных обстоятельств, Президент РФ может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами, некоторыми соединениями и частями и как Главнокомандующий отдать соответствующие приказы Министру обороны. Президент может принять на себя также непосредственное командование войсками в случае войны, агрессии со стороны иностранных государств.

При агрессии или непосредственной угрозе агрессии против России со стороны  иностранных государств Президент  РФ издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны.

В условиях военного положения государственная власть может быть сосредоточена в руках воинских командиров, военачальников, а некоторые конституционные права и свободы граждан могут быть ограничены (например, свобода собраний, уличных демонстраций, свобода печати). Такие ограничения возможны в данном случае только в той мере и на такой период времени, в каких это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, а также в соответствии со ст. 56 Конституции РФ некоторые конституционные права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Эту норму по аналогии можно распространить в каком-то объеме и на военное положение.

При введении военного положения Президент РФ немедленно сообщает об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

 

12

Указ Президента о введении военного положения требует утверждения  Советом Федерации.

 

2.3. Президент РФ и субъекты РФ.

Согласительные процедуры, которые  вправе использовать Президент при возникновении упомянутых в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ разногласий, могут выражаться в совместном обсуждении спорных вопросов, в предложении компромиссных вариантов, в поисках консенсуса, с тем чтобы найти взаимоприемлемый вариант.

Если согласованное решение  не будет найдено, Президент по своей  инициативе может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Как правило, это Конституционный  Суд Российской Федерации, но по согласованию сторон в случае спора между субъектами Федерации может быть избрана, например, форма третейского суда. В любом случае, однако, исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни государства.

Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции России, Федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить действие таких актов. Речь идет, прежде всего, об актах правительств субъектов Федерации, а также глав администраций. По отношению к актам законодательных органов субъектов Федерации Президент таких полномочий не имеет.

Что же касается актов президентов, которые имеются в некоторых  субъектах Федерации, то осуществление указанного полномочия Президента России зависит от того, рассматриваются или нет президенты субъектов Федерации по конституциям республик в качестве носителей исполнительной власти. Президент лишь приостанавливает действие упомянутых актов субъектов Федерации. Окончательно решает этот вопрос (т.е. восстанавливает действие оспариваемого акта или признает акт окончательно утратившим силу) соответствующий суд. Таким судом может быть Конституционный суд РФ, но Президент может обратиться и в орган конституционного контроля того субъекта Федерации, исполнительная власть которого издала оспариваемый акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Раздел 3. Прекращение полномочий Президента РФ.

Конституция РФ предусматривает  случаи досрочного прекращения полномочий Президента.

Полномочия  Президента РФ прекращаются в случаях:

1) истечения  срока полномочий;

2) отставки Президента  РФ в силу невозможности осуществлять  свои полномочия по состоянию  здоровья;

Информация о работе Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ