Конституционный статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Цель, которой являлось подробное изучение темы «Конституционный статус президента РФ» была достигнута мною.
Президент Российской Федерации является главой государства, следует, однако, иметь в виду, что в конституционном праве общепринятого понятия главы государства не сложилось. Полномочия главы конкретного государства устанавливаются его конституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционной практикой.
Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.

Файлы: 1 файл

Президент.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

      Цель, которой являлось подробное изучение темы «Конституционный статус президента РФ» была достигнута мною.

     Президент Российской Федерации является главой государства, следует, однако, иметь  в виду, что в конституционном  праве общепринятого понятия  главы государства не сложилось. Полномочия главы конкретного государства устанавливаются его конституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционной практикой.

    Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее  представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.

    Надо  заметить, что в конституциях многих стран, например Франции, США, ФРГ, термин "глава государства" вообще не используется.

    Конституция США исходит из того, что "исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов", который приносит присягу "добросовестно исполнять должность Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов". Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов. Ему принадлежит право помилования за преступления против США. С согласия Сената он заключает договоры, а также назначает высших должностных лиц, включая послов, судей Верховного суда и т.п. Кроме того, Президенту принадлежит право вето в отношении принятых Конгрессом законов. Оно может быть отвергнуто 2/3 членов обеих палат Конгресса.

    Президент Французской Республики следит за соблюдением  Конституции и обеспечивает своим  арбитражем нормальное функционирование публичных властей. Он назначает премьер - министра и по заявлению последнего об отставке прекращает его полномочия. По представлению премьер - министра Президент назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Он является главой вооруженных сил, обладает правом отлагательного вето и т.п.

    Надо  заметить, что многие акты Президента Французской Республики обязательно  контрассигнуются премьер - министром  либо соответствующими министрами, что  является условием их законности и  вступления в силу. Это условие относится, в частности, к деятельности Президента как главы вооруженных сил и назначению должностных лиц государства.

    В Конституции Италии, согласно которой  Президент является главой государства  и представляет национальное единство, тем не менее указано, что никакой акт Президента не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые ответственны за этот акт. Полномочия Президента Италии значительно уже, чем полномочия Президентов Франции и США.

    Таким образом, из сказанного следует, что в различных странах объем предоставляемых президенту полномочий далеко не одинаков.

    Конституция Российской Федерации предваряет определение  правового положения Президента Российской Федерации указанием  на то, что он "является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

    В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. Это связано со значением  Конституции для стабильности государства  и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Возложение на Президента обязанности быть гарантом Конституции означает, что он призван действовать персонально.

    Согласно  ч. 2 ст. 80 Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (ст. 1 Конституции).

Анализ  практики применения президентских  полномочий, показывает, что они  главным образом связаны с  реализацией целей, определенных в  ч. 2 ст. 80. Так, обеспечивая целостность  и единство Российской Федерации, Президент неоднократно принимал меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам

    Особенностью  правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.

    Хотя, по Конституции, Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно. Конституцией ему предоставлено  право председательствовать на заседаниях Правительства. Надо обратить внимание и на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 10 января 1994 г.1 непосредственно Президенту подведомственны министерства иностранных дел, обороны и ряд других федеральных силовых ведомств. Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Президент имеет определенные рычаги воздействия  и на законодательную власть. Он имеет право законодательной  инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение. Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президент может распустить Государственную Думу (см. ст. 109). Рассматривая отношения Президента с судебной властью, деятельности которой посвящена гл. 7 Конституции, надо отметить, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются по представлению Президента, а остальные судьи им лично в порядке, установленном федеральным законом. Президент также осуществляет помилование (ст. 89 Конституции). Конституция устанавливает право Президента обращаться в суд в целях обеспечения законности (ст. 85 и 125 Конституции).

    Надо  обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит право определять во внутренней и внешней политике именно основные направления. Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой - что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной власти.

    Важнейшим, хотя и не единственным, документом, в котором Президент определяет основные направления внутренней и  внешней политики, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. В последнем по времени Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Президентом были рассмотрены основные направления политики Российской Федерации, в частности связанные с восстановлением российской государственности, перспективами государственного строительства и развитием экономики на ближайший период.

    Важно иметь в виду, что в решении  вопросов внутренней и внешней политики государства участвует не только Президент, но и другие государственные органы. Многие вопросы внешней и внутренней политики решаются палатами Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, Советом Безопасности, федеральными министерствами и т.д.

    В ч. 4 ст. 80 указано, что Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Президент Российской Федерации именно как  глава государства в соответствии с федеральной Конституцией имеет  право и возможность действовать  активно и проводить определяемую им политическую линию. В этой связи следует обратить внимание на его права, установленные, в частности, в ст. 83, 84, 90, 104, 107, 109, 111, 113, 115 и 117 Конституции, использование им которых предполагается.

    Можно считать особенностью представительских  полномочий Президента то, что в ряде внутрифедеральных отношений он выступает от имени собственно федеральных органов, например при заключении договоров между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации, и как глава государства в целом, в состав которого входят субъекты Федерации, например при определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.

    Президент может действовать как лично, так и через своих представителей, право назначения которых ему  предоставлено п. "к" ст. 83 Конституции. В Регламенте Государственной Думы, в частности, предусмотрены права полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании.

    Использованная  в п. 4 ст. 80 формулировка, что Президент "представляет Российскую Федерацию", означает, что он вправе действовать без каких-либо специальных полномочий. Это, в частности, вытекает из сложившейся практики и международно - правовых норм. Так, в Венской конвенции о праве международных договоров указано, что глава государства считается представляющим свое государство в целях признания текста международного договора или согласия государства на обязательность для него договора без необходимости предъявления своих полномочий.

 

     Список использованной литературы:

  1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (с изм. от 25.03.2004), принята всенародным голосованием 12.12.1993 // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2006) // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс»
  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.10.2005 N 129-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 83 И 85 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", (принят ГД ФС РФ 21.09.2005) // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс»
  5. ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 07.03.2005) "О БЕЗОПАСНОСТИ" // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  6. ЗАКОН РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) "О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР" // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  7. УКАЗ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 23.12.2005) "О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  8. УКАЗ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 (с изм. от 19.06.2003) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" " // база данных Информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  9. Концепция национальной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (ред. от 10 января 2000 г.) // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.
  10. "КОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. - М: Издательство БЕК, 2002.-332с.
  11. Баглай М.В. Конституционное право.- М.: Изд-во НОРМА, 2005. – 495с.
  12. Волкова Н.С. «ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА» // Журнал российского права, N 2, 2005.
  13. Конституционное право России: учебник. - М.: «Юристъ», 2004. – 254с.
  14. Конституционное право. В.И. Куликов. – М.: Изд-во Мастерство, 2005. – 174с.
  15. Лазарев В.В. Конституционное право. – М.: «Юристъ», 2004.-604с.
  16. Теория государства и права. Под. Ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: «Юристъ», 2004. - 625с.
  17. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. – Минск.: Новое здание, 2004.-576с.
  18. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательство ПРИОР, 2005. – 368с.

Информация о работе Конституционный статус Президента РФ