Административно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

В работе рассматриваются вопросы административно-правового статуса Президента Российской Федерации». Актуальность данной темы обусловлена той огромной ролью, которую играет Президент в структуре органов власти России.
Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Содержание работы

Введение 2
1 Президента РФ как глава государства 3
2 Административно-правовая компетенция Президента РФ 5
3. Нормативно-правовые акты Президента РФ 10
4. Прекращение административно-правового статуса президента 12
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Админ.прав.статус.вар.РГТЭУ. Президент.2013.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


План

 

 

 

Введение

 

В работе рассматриваются вопросы административно-правового статуса Президента Российской Федерации». Актуальность данной темы обусловлена той огромной ролью, которую играет Президент в структуре органов власти России.

Россия - демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Однако, главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Административно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют  свои конституционные обязанности  в пределах своей компетенции.

Поэтому цель данного  исследования – рассмотреть Президента РФ в структуре органов власти России.

Объект исследования – правоотношения в сфере административного статуса Президента РФ.

Предмет исследования –  нормативные акты регламентирующие административно-правовой статус Президента.

 

1 Президента РФ как глава государства

 

Конституция 1993 г. исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Даже на очередности глав в Конституции это отразилось — гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание»1.

Ранее Президент определялся  как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь он «является главой государства», гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции) В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В настоящее время, срок его полномочий увеличен с четырех  до шести лет. В государствах с  республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

Реализуя свою компетенцию, предусмотренную в гл. 4 Конституции, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории государства. Это полномочие исходит от его статуса главы государства, гаранта суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

В современной России постепенно складывается институт президентства  со своими чертами и особенностями. Это позволило на законодательном  уровне определить создание центров  исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Они создаются без ограничения сроков деятельности. Целью их создания является изучение и публичное представление исторического наследия президентов Российской Федерации как неотъемлемой части истории развития России, ее демократических институтов и построения правового государства. Центры создаются Администрацией Президента Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации, прекратившим свои полномочия. Финансирование их деятельности осуществляется из средств федерального бюджета.

Правовое положение  Президента в Конституции РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства.2 Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. В случае несогласия с законом Президент может его отклонить и направить на новое рассмотрение в Федеральное Собрание. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и т.д.) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

Очевидно, что в той  мере, в какой Президент лично  реализует функции исполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства, которому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации, на него должен распространяться принцип разделения властей. При этом необходимо учитывать сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства.

2 Административно-правовая компетенция Президента РФ

 

Компетенция Президента Российской Федерации реализуется  по вопросам исключительного ведения  Российской Федерации и совместного  ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент Российской Федерации имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают ему возможность формировать Правительство Российской Федерации и контролировать его работу. Именно Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Хотя такое назначение осуществляется только с согласия Государственной Думы, все-таки последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции Российской Федерации).

Президент назначает  Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83 Конституции РФ). При формировании очередного Правительства (ч. 2 ст. 111) Президент  представляет Государственной Думе предложение по кандидатуре Председателя Правительства. Получив согласие Государственной Думы, он своим указом назначает Председателя Правительства и поручает ему представить предложения по составу Правительства.

В Конституции, Федеральном  конституционном законе от 17 декабря 1997 г. (в ред. 2004 г.) «О Правительстве Российской Федерации»3, в Регламенте Правительства РФ, утвержденном его постановлением от 1 июня 2004 г., не установлено, каким образом и в какой форме (письменно, устно) Председатель Правительства представляет свои предложения Президенту. Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин порой назначал членов Правительства, не советуясь с Председателем, ставя его перед фактом. В правовом отношении такие действия можно признать не имеющими силы; такой вопрос может возникнуть, если Председатель Правительства захочет пойти на конфликт, который будет означать и перспективу потери им своего поста.

Только Президент вправе устанавливать систему и структуру  федеральных органов исполнительной власти.

Наряду с министрами - членами Правительства, руководящими соответствующими министерствами, Президент назначает и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, однако лишь тех, которые обеспечивают деятельность самого Президента (руководителей остальных органов назначает Правительство РФ).

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» на этот счет содержится такое общее правило: «Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации» (абз. 1 п. 7).4

Таким образом, здесь  возможности Президента расширены - если министерство, федеральная служба или федеральное агентство работает под руководством Президента, он назначает и смещает как руководителя органа, так и его заместителей.

В соответствии с содержанием Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 7245  Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью следующих 20-и федеральных органов исполнительной власти: 5-и федеральных министерств; 11-и федеральных служб и 4-х федеральных агентств.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «в» ст. 83) Президент принимает решение об отставке Правительства РФ. В ст. 117 Конституции предусматриваются два варианта отставки: во-первых, Правительство может само подать в отставку (ч. 1), она принимается или отклоняется Президентом, при отклонении отставки у Правительства нет выбора, оно должно продолжить работу; во-вторых, Президент сам может принять решение об отставке Правительства (ч. 2), в этом случае воля Правительства не имеет определяющего значения (хотя допустима ситуация, когда Правительство склонно уйти в отставку, но оставляет решение на усмотрение Президента).

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов. По Федеральному конституционному закону от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к числу федеральных судов, помимо названных высших судов Российской Федерации, относятся также суды общей юрисдикции, действующие в субъектах РФ, районные суды, военные и специализированные суды, а также все арбитражные суды. Следовательно, назначение судей всех этих судов восходит на уровень Президента РФ.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности.

Президент формирует и возглавляет  Совет Безопасности РФ.

Президент Российской Федерации  в целях эффективной реализации полномочий по определению внутренней и внешней политики может создавать (образовывать) соответствующие структуры (комиссии, советы). Для решения возложенных на них задач они наделяются правом запрашивать необходимые материалы от органов государственной власти всех уровней (федеральных и региональных), органов местного самоуправления и от организаций. При необходимости они могут создавать рабочие группы по определенным направлениям с привлечением специалистов и ученых. Например, в целях выработки государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров образована Комиссия при Президенте Российской Федерации6. В целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка был образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка.

Президент решает кадровые вопросы и в сфере внешней  политики. Согласно п. «м» ст. 83 Конституции  РФ он назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях — после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. При необходимости Президент назначает и временных представителей, не получающих дипломатического статуса, но общающихся по его поручению с международными организациями и иными государствами в связи с обеспечением интересов Российской Федерации или прав ее граждан (например, по проблемам въезда и выезда населения Калининградской области).

Исходным для этой группы полномочий Президента является то, что он, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Конституция и законы устанавливают лишь основы такой политики, но не более того. Они не в состоянии учесть текущие моменты политики, ее нюансы. Последние требуют повседневных усилий и Президента, и иных компетентных органов.

Занимаясь руководством внутренней политики, Президент не подменяет иные государственные органы, не решает вопросов вместо них. Но любые стороны внутренней политики государства могут попасть в поле его внимания. В одних случаях он сам принимает решение, в других — становится инициатором разработки законопроекта, в третьих — дает поручение Правительству или иному федеральному органу исполнительной власти.

Естественно, на федеральном уровне сложилось определенное разделение труда по руководству внутренней политикой государства. Если вопрос требует установления законодательных  основ, тогда им занимается парламент Российской Федерации и принимает необходимый акт. Непосредственным проведением внутренней политики обычно занимается Правительство, отдельные министерства, федеральные службы, агентства. А согласующей, обеспечивающей взаимодействие, координирующей и направляющей инстанцией в вопросах внутренней политики выступает Президент.

В области внутренней политики к  ведению Президента РФ относится  назначение референдума Российской Федерации в порядке, установленном  федеральным конституционным законом (п. «в» ст. 84 Конституции) Однако Президент не может назначить референдум по своей инициативе. Предложение о его проведении вносят либо Конституционное Собрание по вопросу о новой Конституции РФ, либо не менее 2 млн. российских граждан путем сбора подписей по вопросу внутригосударственной жизни, либо соответствующий государственный орган, если речь идет о вхождении России в какое-то межгосударственное объединение. Президент, получив предложение о проведении референдума, обращается в Конституционный Суд РФ. Если этот орган решит, что инициатива референдума соответствует Конституции, Президент вправе назначить референдум.

Информация о работе Административно-правовой статус Президента РФ