Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопросов связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Исходя из указанной цели, можно выделить три основные задачи, поставленные в курсовой работе:
На основе анализа литературы проиллюстрировать основные полномочия Президента РФ.

2
Выявить место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти России.
Показать себя на месте Президента в нашей стране.

Файлы: 1 файл

последний вариан курсовой.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

3) смерти Президента  РФ;

4) отрешения  Президента от должности Федеральным  Собранием РФ в установленном порядке.

Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Во всех указанных случаях  обязанности Президента временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Однако исполняющий обязанности  не имеет права распускать Государственную  Думу, назначать референдум, а также  вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.5

Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности  с  момента принесения  присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий.

В остальных  случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

 

_______________________

5См.:Козлова Е.И.;Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 2002. С.413

14

Отставка  Президента

Президент РФ прекращает исполнение своих  полномочий досрочно в случае отставки — добровольного ухода с должности Президента. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя, на мой взгляд, потребность в этом имеется.

Стойкая неспособность

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ). К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и вызывает много вопросов. Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия6. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности, по состоянию здоровья, осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

 

Отрешение Президента от должности

 

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной

 

______________________

6См.: Российская газета. 2000. 21 июня

15

Думой обвинения  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Отрешение Президента от должности проводится в три  этапа.

Первый этап сводится к  выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа.

Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе  надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.

Вопрос считается  решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке. 

Во всех случаях прекращения  полномочий (кроме случаев отрешения  от должности за совершение государственной  измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется:

1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления;

2) выплата установленной  пенсии Президенту в размере,  отвечающем его положению;

16

3) сохранение  всей его личной собственности,  за исключением предоставленной  ему в связи и на срок  исполнения полномочий Президента  РФ;

4) другие права,  установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Президент РФ в целях осуществления  своих полномочий создает специальные  органы, занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним  в первую очередь относятся: 1) Администрация  Президента РФ; 2) Совет Безопасности РФ.

Можно добавить и про это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Раздел 4.

Место президента РФ в системе органов  государственной власти.

 

В системе органов государственной  власти Президент РФ занимает особое место.

В различных государствах за рубежом правовой статус и объем полномочий президента определяется по-разному. Как справедливо отмечает Дж. Кэрри, это зависит от типа разделения властей в каждом конкретном государстве (президентского, президентско-парламентского, премьерско-президентского и парламентского).7

По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую  форму правления, т.е. во главе государства стоит Президент. В соответствии с системой разделения властей в нашей стране глава государства, как уже выше было сказано, не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.  Но вместе с тем «ближе» всего он находится к исполнительной власти, нежели к другим ветвям власти. Это связано в большей степени с тем, что Президент и Правительство Российской Федерации являются носителями государственной власти и в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций.

 

4.1. Президент РФ и Правительство РФ

 

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ, Президент назначает  Председателя Правительства РФ. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

Президент имеет право  по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая  тем самым место Председателя Правительства (пункт «б»). На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные государственные вопросы.

Решение об отставке Правительства  РФ, согласно пункту «в», может быть принято Президентом в трех случаях:

-   в случае подачи Правительством заявления об отставке;

- в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой, по собственному усмотрению.

Президент назначает на должность и освобождает от должности  заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров без  участия какого-либо иного органа, но делает это лишь по предложению Председателя Правительства (пункт «д»).

Реализуя свои конституционные  полномочия, Президент через своих  полномочных представителей в Государственной  Думе, Совете Федерации и ______________

7 См.: Shugart M., Cary J. Presidents and assemblies: constitutional design and electoral dynamics. Cambridge. [Электронный ресурс]. //  http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=554

18

Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной  и судебной ветвями власти.8

 

4.2. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

Полномочия  Президента, связанные с деятельностью  парламента, содержаться в ст. 84 Конституции  РФ.

Согласно пункту «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в связи  с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом о выборах.

В соответствии с пунктом «б» Президент распускает  Государственную Думу, но только в  установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен если: Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству (однократное выражение недоверия роспуск Думы повлечь не может);

Государственная Дума большинством общего состава депутатов  трижды отклоняет представленные Президентом  кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в течение недели).

Согласно пункту «г», Президент вносит законопроекты  в Государственную Думу. В соответствии с практикой многих стран законодательная  инициатива Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне очереди.

В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует федеральные законы, т.е. законы, действующие на всей территории России (пункт «д»).

Без подписи  Президента закон не вступает в силу.

Ежегодные послания об основных направлениях внешней и внутренней политики государства (пункт «е»), с  которыми Президент обращается к  Федеральному Собранию, рассматриваются на совместном заседании палат парламента (обычно палаты заседают раздельно).9

 

4.3. Президент РФ и судебная власть.

 

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судей  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Он лишь участвует в формировании органов судебной власти, и то совместно с Советом Федерации.

___________________

8См.: Дёгтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России . — М, 2006. С.85

9Президент РФ и парламент //Государство и право. 1998 №. 10

19

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.

С этими полномочиями тесно связано  и право Президента влиять на назначение Генерального Прокурора РФ. В соответствии с п. «е» ст. 83 Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

В случае отклонения Советом Федерации  кандидатуры, предложенной Президентом, последний, в течение 30 дней, представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального Прокурора РФ.

Информация о работе Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ