Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Политология"

Файлы: 1 файл

шпоры политология.docx

— 116.69 Кб (Скачать файл)

2 В начале XIX в. начинает постепенно складываться политическая социология. В 1857 г. Фрэнсис Ливер создал при Колумбийском университете первую кафедру политических наук, на базе которой в 1980 г. была создана школа политических наук. Со второй половины XIX в. политическую науку стали преподавать в большинстве университетов США, а начиная с 1870-х – и в Европе.

2)Существует несколько концепций происхождения государства.Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых.

3)Деидеологизация - 1) понятие, обозначающее устранение влияния идеологии на массовое политическое сознание и общественные процессы; 2) направление политической мысли, предполагающее исключение идеологии как системы идей, и ценностей из жизни общества и образующих его институтов.

ПАРИТЕТ социально-политический (от лат. paritas - равенство) - равное, равноправное, одинаковое положение сторон (напр., равное представительство сторон при ведении международных переговоров или при рассмотрении трудовых споров и конфликтов).

Билет№17

1)Существует несколько концепций происхождения государства.

Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.

Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.

Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.

Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых.

2) Легальность соответствует понятию «законность» (Lex – в переводе с лат. - закон), носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение. 

Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта. (Например, законно функционирующая власть не признавалось народом во время Оранжевой революции)Признанным автором политической теории господства является М. Вебер. Верный принципу свободы науки от политических и идеологических установок, он наполнил теорию господства общечеловеческим содержанием В отличие от обыденной трактовки господства как подавления, угнетения и т.п., Вебер понимает под господством политический порядок, при котором одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется (хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых). Такой порядок может служить интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества, или, по крайней мере, его большинства.

3)Охлократия - власть толпы, которой свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо институтам.

 Деспотизм - 1) система государственного устройства, характеризуемая полным произволом власти, бесправием под данных; 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности.

 

Билет №18

1)Федеративное устройство является разновидностью государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства, — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

2)Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

идентификации, реализуя потребность  человека в принадлежности к сообществу, группе;

ориентации, объясняя смысл политических явлений;

адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;

интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение  вокруг них различных групп;

коммуникации, осуществляя  взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов

3)Дестабилизация политическая - процесс, и результате которого происходит разрушение устойчивости политической системы.

Оппозиция - организованная группа, противостоящая по оценкам, программе, политике правящей элите.

 

Билет№14

1)Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

1. Индивид независим от  государства,2. Наличие частной собственности,3. Многоукладная экономика,

4. Отсутствие государственной  монополии на СМИ,5. Человек сам  выбирает сферу профессиональной  реализации,6. Наличие в обществе  различных классов, социальных  групп, имеющих собственные интересы,7. Самоуправляемость общества,

8. Отсутствие обязательной  государственной идеологии,9. Права  и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,10. Человек имеет возможность свободно  выражать свои политические убеждения.

2)По А.Бентли группы интересов – это определенные объединения, количество которых ограничено только одним показателем – интересами, ради которых они созданы и действуют. 
По доминирующим в полит.науке подходам: группы интересов – преимущественно добровольные предпочтения, они позволяют власти находить консенсус между ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества. 
Функции:  
1. Выражения интересов

2. Функция агрегирования  (согласования) интересов .

3. Функция интеграции 

4. Функция адаптации. Политическая  система, в которой группы давления  играют незначительную роль, обладают  тенденцией к нестабильности  из-за внезапного рассогласования  интересов. Дело в том, что,  выставляя требования к власти, группы давления не только  связывают общество и государство,  но и обеспечивают организованные  формы представительства обобщенных  интересов. Обладая подобной информацией,  власть реагирует на требования  групп и тем самым способствует  адаптации системы к новым  условиям функционирования. 
Однако группы давления могут выполнять и деструктивную функцию, настаивая на одностороннем преобладании только корпоративных интересов.Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы.Второй тип групп интересов – это организованные группы Одной из влиятельнейших общественных групп являются профсоюзы.

3)Гласность - публичное обсуждение актуальных проблем общественной жизни, способ проявления политических свобод.

Пацифизм - антивоенное общественно-политическое движение, исключающее применение военной силы для разрешения конфликта.

 

Билет11.

1)Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.  
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы.Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления.

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.  
К республиканским органам исполнительной власти можно отнестиминистерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации. 
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами,предусмотренными законами Республики Беларусь. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются  только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей  недопустимо и влечет ответственность  по закону. 
Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. 

2)Политическая система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции. Структура:

1) Институционный (или организационный)  элемент. Выражает внешние проявления  политической системы

2) Нормативный элемент  представляет собой нормативные  основы деятельности политической  системы. 

3) Функциональный элемент.  Показывает, как действуют, функционируют  на практике элементы политической  системы. 

4) Идеологический элемент.  Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе  и путях его развития, различные  политические доктрины, а также  политическую культуру и, прежде  всего, политическое сознание  в обществе. 
5) Коммуникативный элемент. Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы

3)Гражда́нская война́ — крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.

Полиа́рхия — политическая система, основанная на открытой политической конкуренцииразличных групп в борьбе за поддержку избирателей.

 

Билет 15

1)Власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Одно из наиболее распространенных в рамках социологического подхода определений власти принадлежит М.Веберу. Власть – это способность одного субъекта проводить свою волю внутри данных социальных отношений, не смотря на сопротивление другого. В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы). 
«Политическая власть – это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах». СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами. 
Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"