Формы и методы деятельности оппозиции в России и странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить политическую оппозицию в России и странах СНГ.
Основные задачи работы:
определить понятие политической оппозиции;
рассмотреть классификацию оппозиции;
провести вторичное исследование социологических данных по оппозиции на примере России;
провести вторичное исследование социологических данных по оппозиции на примере Белоруссии.

Файлы: 1 файл

курсак политики.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, оппозиция представляет собой весьма сложный для изучения феномен политической жизни. Представление о нем в социальных науках, с одной стороны, формировалось в русле различных концепций, а с другой − испытывало смысловую нагрузку со стороны политической публицистики. Неудивительно, что в настоящее время не представляется возможным говорить ни о существовании единого подхода к рассмотрению сущности данного явления, ни о наличии общего определения, которое отражало бы все основные его аспекты.

Существование политической оппозиции является одной из важнейших  характеристик политического режима, критерием оценки его демократичности  и определяет конкурентность политического  процесса, прямо связанную с уровнем  альтернативности при принятии политических решений. Вместе с тем, отсутствие эффективных  механизмов включения оппозиции  в политический процесс выводит  ее в область неконвенционального  политического поведения, что чревато  нестабильностью политического  развития, а в условиях максимального  обострения ситуации грозит распадом всей системе.

Степень научной  разработанности проблемы. При написании работы был привлечен разнообразный круг таких работ, как книги посвященные собственно содержанию понятия оппозиция, ее взаимодействия с властью и проявления в политическом процессе. Это работы В., Халипова, В. А. Васильева, С.А. Сергеева, М. В. Барабанова и

Ф. Гизо, которые в своих исследованиях дают собственные определения оппозиции как явления, делая основной акцент на сущность самой оппозиции как политического феномена. Пермские авторы Д. Г. Красильников и Е. С. Дерябина, которые рассматривают вопросы методологии изучения феномена оппозиции с точки зрения ее развития и функционирования. Книга Похмелкина В., Похмелкина А. в которой были освещены основные типологии оппозиционных партий.

Объектом работы является политическая оппозиция.

Предметом работы является политическая оппозиции в России и странах СНГ.

Цель данной работы – изучить политическую оппозицию в России и странах СНГ.

Основные задачи работы:

  • определить понятие политической оппозиции;
  • рассмотреть классификацию оппозиции;
  • провести вторичное исследование социологических данных по оппозиции на примере России;
  • провести вторичное исследование социологических данных по оппозиции на примере Белоруссии.

Теоретическую основу работы составляют работы В. Халипова «Власть: основа кратологии», М. В. Барабанова «Политическая литература о феномене политической оппозиции», Ф. Гизо «О средствах правления  и оппозиции в современной Франции», Д. Г. Красильникова «Межсистемные политические ситуации в России в двадцатом веке», В. А. Васильева «Оппозиция как социальное явление», Е. С. Дерябиной «Становление и развитие политической оппозиции» и Похмелкина В., Похмелкина А. «Вертикаль власти и горизонт свободы».

Эмпирическую  основу составили исследования аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр) с помощью программы опросов «Мониторинг», проводившаяся до июня 2008 г. по выборке 2100 чел., затем была возобновлена в рамках проекта «Вестник» и проводится с июня 2009 г. до наших дней по выборке 1600 чел. А также было использовано исследование «Национальный опрос», проведённое в Белоруссии негосударственным исследовательским центром НИСЭПИ 2-12 марта 2012 г. методом face-to-face interview, опрошено было 1509 респондентов в возрасте 18 лет и старше, ошибка репрезентативности не превышает 0.03.

Методологическую  базу работы составили принципы историзма, междисциплинарного исследования, а так же системного и научного подхода.

Методы: сбор и интерпретация данных, историко-описательный, сравнительно-описательный, синтез, анализ, изучение документов и вторичный анализ социологических данных

Новизна работы заключается в том, что был проведён вторичный анализ социологических данных по теме оппозиции в России и Белоруссии.

Практическая  значимость работы состоит в том, что были исследован широкий круг разнообразных источников по теме исследования, а так же использованы социологические данные.

Работа состоит из содержания, введения, двух разделов, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

  1. Сущность политической оппозиции

 

1.1 Основные понятия политической оппозиции

 

 

Начнём с того, что разберёмся, что входит в основу данного термина: оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике − партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого  большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих  с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть [1].

Если мы обратимся к  политической литературе, то можно  найти предпосылки возникновения  оппозиции. Вот, что пишет Барабанов  М.В. в своей книге: оппозиция не существует сама по себе, не относится  к автономным социальным институтам. Она возникает и функционирует  всегда в связи с чем-то, по поводу чего-то, против кого-то, во имя чего-то. Это и определяет ее активность и  социально-политическую направленность деятельности. Оппозиция − продукт  социально-экономической, политической, национальной, культурной структуры  общества. Чаще всего к оппозиции  исследователи относят оппозиционные  политические партии и объединения [2].

Французский политик и  историк Ф. Гизо пишет: «Оппозиция есть правление той частью публики, которая  осуждает правительственную систему  и стремится изменить ее; правда, это правление чисто моральное, не обладающее никакими принудительными  средствами в отношении своих  противников или своих сторонников, способное действовать лишь путем  влияния, но которому достоинство и  осознание всех своих прав от этого  не менее необходимы» [3].

Другим примером трактовки  оппозиции является определение  Васильева В.А.: «Оппозиция – это  противостояние различных субъектов  политической жизни (социальных групп, классов, общественных движений и т.п.) государственной власти, которая  по внутренней и внешней политике не учитывает и не реализует их интересы» [4].

Политика в силу своей  природы предполагает наличие альтернативных мнений, позиций и интересов ее субъектов. «Это обстоятельство ведет  к проблеме взаимоотношений между  силами, находящимися у власти, и  теми, кто стремится овладеть властью, т.е. оппозиции. – Отмечает Халипов  В., - Можно предположить, что оппозиция  была всегда, т.к. властвующий субъект  постоянно наталкивался на сопротивление  либо внутренних, либо внешних сил» [5].

Заметим, что институт оппозиции  присущ любой политической системе. Он неотъемлем от борьбы за власть, в  которой всегда есть победители и  проигравшие, но жаждущие реванша, а  также новые претенденты на заветный пьедестал. Имеющим власть свойственно  консервировать сложившееся положение, подчас вопреки прогрессивным тенденциям развития общества и государства  и почти всегда в ущерб коренным интересам большинства населения. В то же время революционное или  реформаторское правительство также  имеет значительное число оппонентов, не желающих перемен и любой ценой  пытающихся удержать или вернуть  стремительно уходящие времена.

Т. о. самым общим образом  оппозицию можно определить как  группу людей (партию, движение, объединение, коалицию), реально участвующую в  политической борьбе и публично противопоставляющую  себя другой группе, официально находящейся у власти. Из предложенных определений следуют основные признаки этого понятия.

1) Противопоставление «партии  власти». Оппозиционная политическая  сила всегда позиционирует себя  как альтернативу правящей группе. Глубина и интенсивность противостояния  могут различаться, но неизменно одно: оппозиция полностью отделяет себя от власти, не принимая на себя даже части ответственности за действия правительства. Поэтому нельзя относить к оппозиционным партии, входящие в правящие коалиции или частично поддерживающие проводимый государственный курс.

2) Публичный характер  деятельности. Противопоставление  власти должно быть очевидным  для общества. Только так приобретается  оппозиционный статус. При самых  острых разногласиях внутри правящей  партии ее меньшинство нельзя  причислить к политической оппозиции  до тех пор, пока оно публично  не разорвет с большинством  и не заявит о самостоятельных  притязаниях на власть.

3) Реальное  участие в  политической борьбе. Оппозиция  не просто демонстрирует свое  инакомыслие, не только критикует  господствующую группу, но и претендует  на ее место, ставит своей  целью приход во власть. С этим  труднее всего смириться драматургам  и режиссерам политического театра  монопольного бюрократического  правления. С их точки зрения, «конструктивность» оппозиции как  раз связана с отсутствием  претензий на власть. В лучшем  случае она видится им в  роли театрального критика, пусть  даже не оставляющего камня  на камне от очередной «постановки»  и репертуара в целом, но  никак не помышляющего о собственной  практической деятельности на  театральных подмостках [6].

  Соответственно типу  оппозиции формируются и средства, способы ее политической деятельности: от критики режима узкой группой  инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих  духовную оппозицию власти и  не прибегающих к каким-либо  активным политическим действиям,  организации протеста) до политического  террора и насилия со стороны  партий и движений, находящихся  на нелегальном положении. В  сочетании с реакцией властей  на свою деятельность оппозиционные  силы различаются степенью влияния  на принимаемые в государстве  решения, объемом допуска к  СМИ, характером критики властей.  Они могут инициировать разрушительные  для государства формы нелегального  вооруженного сопротивления властям, революции, мятежи, бунты, гражданские войны. Но оппозиция может играть и роль «клапана» для «выпускания пара», снижения степени протеста в целях стабилизации власти и даже выполнять чисто декоративные функции для «облагораживания» режима в глазах зарубежного общественного мнения. Нередки случаи, когда общественный протест передается от прежнего режима и усиливается в совершенно другой ситуации, действуя независимо от позитивных, реформаторских усилий властей. В такие периоды режим может оказаться в положении частичной изоляции, а оппозиция играть роль защитницы общественных интересов. Самые значительные проблемы для режима создает непримиримая оппозиция, не признающая ценностей правительства, постоянно призывающая к пересмотру итогов выборов, не считающаяся с нормами политической игры и имеющая тенденцию переходить к вооруженным формам протеста [7].

Классификация оппозиционных методов:

- политические, сюда входят критика правительства в органах власти и СМИ, избирательные компании, попытки смещения правительства путем парламентских комбинаций и вынесения вотумов недоверия (в государствах с парламентским правлением), при наличии повода — организация импичмента президента.

- ненасильственный протест, т.е. организация митингов, шествий и пикетирований, забастовки, акции гражданского неповиновения: блокирование транспортных коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции и пр.

- насильственные − это вооруженные восстания, партизанскую войну, террористические акты, военные перевороты (путчи) и пр. [8, с.41].

Целью оппозиции, по мнению Ф. Гизо, является борьба, но не только для того, чтобы уничтожить, если это ей удастся, систему управления, которую она считает неправильной, но также и для того, чтобы эту  систему изменить, вынудить ее сдерживать себя и идти на соглашение даже тогда, когда она всесильна. Именно этим обоснована необходимость оппозиции находиться во власти: «Оппозиция должна преследовать власть по пятам, достаточно часто встречаться на ее пути, выглядеть перед нею хорошо вооруженной, дабы заставить ту ощутить потребность не впадать в заблуждение, дабы оказывать на нее воздействие, хотя власть ее отвергает и даже одерживает над ней победы» [3].

Т. е. можно утверждать, что  оппозиция представляет собой группу людей (партию, движение, объединение, коалицию), реально участвующую в политической борьбе и публично противопоставляющую себя другой группе, официально находящейся у власти. Основными её признаки являются противопоставление партии власти, публичный характер деятельности и реальное участие в политической борьбе. Её методы: насильственный или ненасильственный протест, а также политические, к которым можно отнести критику власти в СМИ и организацию импичмента президента. Целью оппозиционной деятельности есть борьба, но не только для того, чтобы уничтожить систему управления, но также и для того, чтобы эту систему изменить, вынудить ее сдерживать себя и идти на соглашение даже тогда, когда она всесильна.

 

    1. Классификация политической оппозиции

 

 

Существует множество  подходов к классификации политической оппозиции, но необходимо отметить, что предлагаемые классификации оппозиции представляют собой лишь теоретическую модель. Как правило, реальная политическая жизнь трудно поддается включению в различные схемы, так как изучаемые явления многогранны и не могут быть рассмотрены только с одной точки зрения. В связи с этим исследователи постоянно сталкиваются с трудностями при идентификации политических партий и общественно-политических движений. Но это вовсе не означает, что схематические построения бесполезны. Создаваемые «идеальные типы» оппозиций выступают в качестве инструмента сравнения, который помогает выявлять специфику во взглядах тех или иных политических партий, а также в качестве общей модели концептуализации политической жизни.

Информация о работе Формы и методы деятельности оппозиции в России и странах СНГ