Формы управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах органов государственной власти особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды административно-правовых форм реализации исполнительной власти…………………………………………………………...4
Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере……………………………………………………………………………….8
Понятие и основные черты административно-правовых методов…………...11
Заключение………………………………………………………………….……16
Список использованных источников…………………………………..……….17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление. 

Формы управленческой деятельности.

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и виды административно-правовых форм реализации исполнительной власти…………………………………………………………...4

Значение формы  управленческих действий в административно-публичной  сфере……………………………………………………………………………….8

Понятие и основные черты административно-правовых методов…………...11

Заключение………………………………………………………………….……16

Список использованных источников…………………………………..……….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Управленческая  деятельность представляет собой сложное  социально-психологическое явление  с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает  мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах  органов государственной власти особый социально-психологический  настрой, формирует определенный тип  поведения и деятельности.

     Управленческая  деятельность многогранна по своим  проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые все вместе образуют сложное  комплексное явление.

     Формы управленческой деятельности - это  наиболее важные элементы управленческой деятельности, посредством которых  реализация компетенции государственных  органов становится предметной.

     Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных  органов по формированию и реализации управленческих целей и функций  и обеспечению их собственной  жизнедеятельности. По формам мы можем  судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и виды  административно-правовых  форм реализации  исполнительной власти

     Управление, по общепризнанному определению, является функцией сложных организационных  систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание  режима функционирования, направленного  на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.1

       Государственное управление –  это деятельность, осуществляемая  органами исполнительной власти  от имени государства. Такая  деятельность реализуются в разнообразных  действиях органов управления  и их должностных лиц. Управленческая  деятельность может быть направлена  на внутреннюю организацию системы  органов управления (внутриаппаратной работы), либо выходить за пределы органа с целью осуществления управленческого воздействия на различные сферы жизни, в том числе на поведение, деятельность физических и юридических лиц (осуществление исполнительной власти). Совершение одних управленческих действий может приводить либо к возникновению правовых последствий, либо наоборот не приводить к их возникновению. Вместе с тем, и те и другие действия имеют внешнее выражение, называемое формой управленческой деятельности.

       Таким образом, форма управленческой  деятельности – это способ  выражения содержания управленческой  деятельности органов и должностных лиц государства по осуществлению исполнительной власти, а так же внутриаппаратной работы. 

       Вид конкретной формы управленческой  деятельности определяется характером  действий органов государственного  управления, по осуществлению возложенных на них функций, от наличия или отсутствия правовых последствий.

     В одних случаях данные действия, в  других – такие юридические последствия  не возникают.

       В соответствии с этим формы  управленческой деятельности подразделяются  на правовую и организационную формы.

     Правовая  форма государственного управления влечет за собой правовые последствия, т.е. приводят к возникновению, изменению или прекращению административно-правовых отношений; к изменению правового статуса организации, индивида. Эффективность управления требует многих форм. Она осуществляется через следующие виды деятельности:

     1) Принятие нормативных  актов. Органы государственного управления вправе осуществлять подзаконное регулирование посредством принятия постановлений, положений, инструкций и т.п. актов.

       2) Издание правоприменительных административных актов. В данном случае акт обращен к определенному лицу (лицам) и является административным (юридическим) фактом, служащим основанием возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений;

      3) Заключение договоров. Органы управления вправе заключать гражданско-правовые договоры, которые служат средством реализации их управленческих задач и функций (договоры на закупку техники, инвентаря и оборудования). Примером административного договора может служить договор об охране имущества, заключаемый органами милиции с гражданами и организациями. На административный характер такого договора указывает то, что его условия устанавливаются приказом МВД России и могут изменяться в одностороннем порядке.

       4) Совершение иных юридически значимых действий. Выдача водительских удостоверений, паспортов, разрешений на хранение и ношение огнестрельного гражданского оружия т.п.

     Правовые  формы деятельности можно классифицировать по следующим основаниям:

     1) по содержанию:

• правотворческая  деятельность – это выработка  правовых норм, их усовершенствование, изменение и отмена, иными словами, издание нормативных юридических  актов. Правотворческая деятельность государственного управления включает следующие стадии:

 а)  принятие решения о необходимости  разработки проекта акта управления;

б) подготовка проекта;

в) обсуждение, согласование, доработка, предварительное  одобрение проекта;

г) утверждение (принятие) проекта либо принятие решения  о внесение проекта в правотворческий  орган.

 •  правоприменительная деятельность  состоит в установление фактических  обстоятельств дела, выбор, отыскание  со ответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации, принятие по делу решения, исполнение акта применения нормы права.

     Стадии  правоприменительной деятельности следующие:

а) установление фактических обстоятельств дела (ситуации);

 б)  выбор нормы права, подлежащей  применению в данной ситуации  или деле;

в) уяснение смысла и содержания нормы;

г) принятие решения по делу;

 д) исполнение и контроль за исполнение принятого решения;

 •  контрольно-надзорная деятельность, направленная на осуществление  контроля и надзора за соблюдением  субъекта ми административного  права правил и норм, установленных  в административном законодательстве.

2) по направленности:

 •  внутриуправленческая деятельность, осуществляемая для решения организационно-штатных вопросов, расстановки кадров, налаживания делопроизводства, руководства сотрудниками внутри самого органа и для управления нижестоящими по подчиненности органами;

 •  внешнеуправленческая деятельность, в которой реализуются возложенные на орган задачи и функции. Данная деятельность направлена на неподчиненные органы, организации и граждан.

 3) по условиям осуществления:

 •  деятельность, осуществляемая в  обычных условиях общественной  жизни; • деятельность, осуществляемая  в особых условиях (режим чрезвычайного  положения).

     Организационная форма государственного управления не связана с совершением юридически значимых действий, не влечет юридических последствий и не требует юридического оформления действий. Она может осуществляться путем совершения следующих видов деятельности:

1) осуществление  организационных действий. В таких  действиях находит свое отражение  повседневная работа сотрудников  управленческих органов. К ним  относятся повседневная воспитательная, организационная, инструкторская, контрольная  работа, проведение разного рода  совещаний, планерок, проверок и  т. п.;

2) выполнение  материально-технических операций. В основном, это работа по анализу  информации и проведению исследований  и разработок (учет, статистика, делопроизводство, подготовка отчетных данных и  т.д.);

3) идеологическая  работа, направленная на разъяснение  субъектам административного права смысла, содержания, целей и значения актов управления, а так же на формирования общественного мнения через СМИ. 2 

2.Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере

     Практическое  значение форм управления заключается  в том, что посредством использования  их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов  и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок  управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного  мнения.

     Органы  управления и должностные лица в  каждом конкретном случае избирают специальную  форму управления. Выбор формы  управленческих действий подчинен определенным правилам: она должна соответствовать  компетенции данного органа (и  соответствующих должностных лиц), назначению, функциям, правовым методам  управленческой деятельности, характеру  разрешаемых вопросов, целям управляющего воздействия, особенностям конкретного  объекта; она может распространяться лишь на те объекты, которые находятся в пределах ведения соответствующего управляющего органа (должностного лица).

     Осуществляя свои функции, органы управления используют различные административно-правовые формы деятельности. Формы управленческой деятельности должны соответствовать  содержанию управленческой деятельности, т. е. для реализации той или иной функции управления необходимо выбирать наиболее целесообразные формы, обеспечивающие качественное выполнение задач с  наименьшей затратой сил, средств и  времени. В процессе государственного управления должны использоваться, как правило, только те формы управления, которые установлены в нормативных правовых актах (положениях, уставах, инструкциях и т. д.). Иными словами, процесс управления должен быть насыщен только допустимыми (т. е. определенными в нормативных актах) для решения той или иной задачи управления или выполнения той или иной функции управления формами управления. В противном случае управленческие действия могут быть поставлены под сомнение, а их содержание оспорено в нормативно установленном порядке. Однако это не значит, что субъект публичного управления лишен возможности действовать по своему усмотрению: в каждом конкретном случае он должен творчески подходить к выбору той или иной формы управления для решения специфических управленческих задач.

     Поскольку правовые формы управления имеют  юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления, как правило, характеризуется следующими признаками: 1) установление в нормативном  акте; 2) наличие государственно-властной природы; 3) подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц; 4) главное содержание — исполнительно-распорядительная деятельность.

     Если  форма управленческих действий не определена в нормативном порядке, т. е. не имеет  правового содержания и не влечет правовых последствий, то она относится  к неправовым формам управления (организационным). При этом использование неправовых форм управления непременно должно основываться на принципе законности.

Во всех правовых формах публичного управления (административно-правовых формах) отчетливо  проявляются властные полномочия государственных  и муниципальных органов. Выраженные в правовой форме действия субъектов  управленческой деятельности влекут определенные юридические последствия, а в  законодательных и иных нормативных  актах предусматривается четкая правовая регламентация правовых форм, устанавливается юридический способ их выражения.

     Эффективность использования форм управления обеспечивается установлением их процессуальной формы. Иными словами, управленческая деятельность должна быть юридически (административно-правовым образом) формализована: в ней должны содержаться основания совершения управленческих действий, необходимость  их совершения, важнейшие этапы разработки проектов решений, процедуры голосования  и принятия, контроля за исполнением. В настоящее время управленческая деятельность в России имеет минимум правовой регламентации, что, естественно, влечет за собой такие негативные ее характеристики, как недемократичность, малоэффективность, произвольность и коррупция.

Информация о работе Формы управленческой деятельности