Сотрудничество России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

В современной мировой экономической и политической ситуации особое значение приобретает повышение экономической и политической роли России в странах СНГ.
Россия намерена и далее придерживаться курса на активное сотрудничество со странами СНГ. О серьезности российских намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими экономиками стран СНГ.
Цель этой работы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами СНГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………………..3
1. Потенциал интеграции стран СНГ…………………………………….……………4
2. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ…………………….……….8
3. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ…………….…..…11
4. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском
пространстве………………………………………………………………………..13
Вывод…………………………………………………………………..………………16
Литература…………………………………………………………….………………17

Файлы: 1 файл

Эконом.сотрудничт.России с СНГ.ХОРОШО.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

План

Введение……………………………………………………………….………………..3

1. Потенциал интеграции  стран СНГ…………………………………….……………4

2. Стратегии взаимодействия  России со странами СНГ…………………….……….8

3. Тенденции развития  экономической интеграции стран  СНГ…………….…..…11

4. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском

    пространстве………………………………………………………………………..13

Вывод…………………………………………………………………..………………16

Литература…………………………………………………………….………………17

 

 

Введение

В настоящее время  не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процесс Россия занимает одно из ведущих мест.

Сегодня, в начале ХХI века, СНГ переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре постсоветских государств, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение регионов к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что СНГ располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.

В современной мировой  экономической и политической ситуации особое значение приобретает повышение  экономической и политической роли России в странах СНГ.

Россия намерена и  далее придерживаться курса на активное сотрудничество со странами СНГ. О серьезности российских намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими экономиками стран СНГ.

Цель этой работы рассмотреть  и проанализировать экономические  связи России со странами СНГ.

 

 

 

 

 

 

1. Потенциал интеграции стран СНГ

1991 год оказался переломным  в истории СССР. Население страны  в марте 1991 года высказалось  «за» сохранение единой страны  и «против» сохранения старой  государственной власти.

В состав СССР входили  республики со значительной дифференциацией масштабов экономики и уровня экономического развития. Единое экономическое пространство бывшего СССР представляло собой жесткую замкнутую систему, во многом базировавшуюся на крупноспециализированных предприятиях, ориентированных на нужды друг друга. Политический распад СССР повлек за собой процесс разрушения экономических связей между бывшими союзными республиками, который продолжается до сих пор.

Создание СНГ –  новая форма добровольного и  равноправного сотрудничества республик  бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ было подписано в Минске 8 декабря 1991 года. На встрече глав государств в январе 1993 года был принят Устав Содружества.

Основой экономического меморандума СНГ является Договор  о создании экономического союза (24 сентября 1993 года). На его основе предусматривалось прохождения ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. В последнее время завершается становление ассоциации свободной торговли, в которой отменены взаимные пошлины. Создается таможенный союз, в котором действует единый внешний тариф. Вводится в жизнь ряд элементов общего рынка.

Опыт многих существующих международных региональных сообществ  свидетельствует: наиболее эффективно и полно использовать потенциал  государств можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь экономической, интеграции, приводящей к созданию единого экономического пространства; для стран СНГ важность полноценной интеграции обусловливается еще и тем, что от этого зависит конкурентоспособность государств-участников на мировых рынках. Однако в сфере экономики Содружество функционирует неизмеримо  ниже своих возможностей.

Страны в совокупности имеют богатейший природный и  экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном распределении труда. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской путь из Европы в Юго-Восточную Азию.

Однако эти возможности  используются крайне нерационально, а  неразвитость интеграции как способа  хозяйствования не позволяет до настоящего времени эффективно использовать природные  богатства, материально-технические, научно-исследовательские  и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и Содружества в целом.

В целях формирования и успешной реализации долгосрочной стратегии развития СНГ рекомендуется: а) подготовить стратегическую программу  преодоления бедности  в Содружестве, составными частями которой должны стать национальные стратегии ее снижения; б) разработать собственную экономическую стратегию СНГ, в составе которой должны быть в первую очередь выделены промышленная и инновационная компоненты; в) облегчить соответствие организационной структуры Содружества, задачам, стоящим перед странами-участниками в условиях глобальной экономики.

В отношении межгосударственной политики на рынке труда предполагается, во-первых, облегчить координацию  трудовой, миграционной и образовательной  политики. Во-вторых,— расширить использование лучших форм организации единого рынка труда. В- третьих,— скоординировать усилия на формирование правового поля единого рынка труда. В-четвертых,— активизировать работу по созданию на территории Содружества межгосударственной системы оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда, наличии свободных рабочих мест и должностных вакансий. В-пятых,— развивать сеть предприятий и организаций, специализирующихся на подготовке и трудоустройстве граждан стран СНГ, особенно высококвалифицированной рабочей силы и инженерно-технических кадров.

В сфере промышленной политики предполагается, во-первых, признать необходимым на межгосударственном уровне координировать действия по структурной  перестройке промышленных комплексов СНГ. Во-вторых,— разработать общую концепцию структурной перестройки и развития промышленного комплекса. В-третьих,— обозначить приоритеты и скоординировать усилия на создании современных производств и развитии отраслей экономики в странах Содружества. В-четвертых,— определить в странах Содружества «головные» предприятия – производители. В-пятых,— стимулировать экономическими методами технологическое обновление и модернизацию производства, переход к более высоким технологическим укладам.

В области научно- технического сотрудничества целесообразно: а) признав на правительственном уровне инновации необходимым фактором экономического развития, воссоздать единое научно-техническое пространство; б) при осуществлении технологического обновления производства ориентироваться не на закупку устаревших зарубежных технологий, а собственную разработку; в) создать межгосударственные научные центры с единым финансированием из специальных фондов; г) активизировать диалог по проблемам инноваций между научным сообществом, промышленностью и общественностью; д) шире использовать систему межгосударственных научных грантов, практику обмена студентами и научными сотрудниками.

Одним из центральных  аспектов эффективного взаимодействия стран Содружества для выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных экономик может стать развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.

Однако межгосударственное инвестирование в экономике Содружества  находится на начальном этапе  и крайне недостаточно. Только крупные межгосударственные инвестиционные проекты могут запустить реальную интеграцию в СНГ. К ним можно отнести, например, межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития».

Сегодня страны Содружества  отчетливо осознают, что вхождение в мировое экономическое сообщество, способность достойно отвечать на вызовы современности, связаны с эффективностью их коллективных, а не одиночных действий. Поодиночке странам СНГ сложно выдержать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями, особенно в условиях либерализации финансовых потоков. Еще труднее будет отвоевать достойное место в мировой валютно-финансовой системе. Слабое развитие институтов рынка, диспропорции базовых отраслей экономики, незащищенность национального производителя, неконкурентоспособная продукция накладывают определенные ограничения на методы, формы и сроки полноценного участия в мирохозяйственных связях. Поэтому настройка механизмов взаимодействия в рамках региональной организации подготовит и облегчит полномасштабное, но чреватое негативными последствиями встраивания в мировое хозяйство.

 

2. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя  более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения российских властей откликаются усиленным эхом - от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что  Россия в 90-е гг. не определяла тип  политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.

Если анализировать  экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом  в реализации экономической стратегии  России можно считать подписанное  в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.

В декабре 1998 года была подписана  Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.

Новым этапом многостороннего  межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного  объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение  стран в ЕврАзЭС является в  перспективе не только более прочным, но и, как нам представляется, более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются».

ЕврАзЭС будет эффективнее  ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

 

3. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ

Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ кажутся  очень перспективными. На заседании  в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления  Лизинговой Конфедерации "СНГ  ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар  (конференция) по экономическим вопросам с повесткой дня: "Проблемы инвестиций и пути повышения конкурентоспособности продукции товаропроизводителей Беларуси, России и других стран СНГ".

Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ