Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия  столкновения двух противоположных  общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в  орбиту конфликта множества сторон, в том числе, и не имеющих отношения  к его возникновению.

Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена  полностью. Мировой конфликт может  быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением  и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп. 

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала  проблема установления справедливого  экономического порядка. Она связана  с неравномерностью мирового развития. На планете существую группы стран  резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной  стороны, это сравнительно небольшая  группа развитых стран, с другой, большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером. По этой причине здесь особенно остро стоят экологические проблемы, как и огромное множество других. Отсталые и среднеразвитые страны составляют большинство населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция такова, что разрыв между" золотым миллиардом"и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает. /32/

Глобальные проблемы в  системе "индивид-общество" непосредственно связанны с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. 

Существует целый ряд  духовных процессов, связанных с  ситуацией глобального кризиса  человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее  внешнюю природную среду, но и  убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки  с самим собой, подстегивающий гибельное  для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми  ко всем подлинно человеческим ценностям  и не оставляющий времени для  подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с  традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. /36/

Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. /34/

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств  на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования  закладывается тот ресурс, который  реализуется в последующей жизни  человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации  предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.

 

 

1.3 Общественные объединения и организации как

институты гражданского общества в демократическом государстве

 

Проблема исследования общественных объединений как структурного элемента гражданского общества и средства формирования гражданской культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. В социально-педагогическом аспекте это предполагает создание условий, способствующих всестороннему проявлению личности в качестве субъекта социальных отношений, утверждению в массовом сознании гражданственности как средства и критерия развития человека и общества. Как известно, приоритетами социально-культурного обновления российского общества выступают ценности гуманизма, демократии, прав и свобод человека и гражданина. 

Значительным ресурсом формирования гражданственности обладают общественные объединения. Российский «третий сектор» сегодня - это тысячи организаций, инициирующих и реализующих общественно полезные проекты; десятки тысяч добровольцев, безвозмездно работающих в интересах других людей; миллионы граждан, являющихся членами общественных объединений. /30/ Общественные объединения - это площадка для отработки наиболее эффективных и универсальных технологий - маркетинга, фандрайзинга, избирательных технологий, поле профессиональной самореализации, востребующее инновационные социально-культурные технологии и обесечивая тем самым трудоустройство значительного числа специалистов.  

Способность общественных объединений  включать человека в систему общественных отношений с целью решения  общественно-значимых проблем делает их школой политической культуры, формой гражданского участия, средством формирования - активной позиции и социальной ответственности личности.

Деятельность общественных объединений обеспечивает реальные условия для влияния граждан на законотворческие процессы, на характер и ход реализации социально-культурных программ, способствующих предупреждению или минимизации проблем в сфере экологии, исторической культуры, духовно-нравственной жизни. Общественные объединения и движения способствуют предотвращению роста преступности, наркомании, утверждают благотворительность как общественную ценность. О значительном потенциале общественных объединений стать реальной силой гражданского общества свидетельствуют:

во-первых, статистические данные, позволяющие  судить о достаточно высоком уровне.

Однако потенциал общественных объединений в формировании гражданской  культуры реализован не в полной мере. Это обусловлено несколькими  факторами:  

во-первых, коммерциализацией «третьего  сектора» и выхолащиванием социально-культурной сущности данного феномена — в  структуре источников формирования средств устойчиво растет доля средств, получаемых от коммерческой деятельности;

во-вторых, традиционным взглядом на общественные объединения как на преимущественно досуговое явление, функции которого заключаются в  создании условий для социализации и самореализации личности;

в-третьих, отсутствием социально-культурных технологий и форм взаимодействия с  другими субъектами в решении  социально-значимых проблем, что препятствует реализации гражданской природы общественных объединений. Реализация возможностей общественных объединений в воспитании культуры гражданственности предполагает стимулирование социально-значимых видов деятельности, освоения новейших технологий.

в-четвертых, теоретической не разработанностью проблематики, связанной с современными формами гражданского участия./32/

Впервые, в законодательстве современной  России понятие "общественное объединение" как добровольное формирование, возникшее  в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР "Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г. /8/

В число общественных объединений  включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан. /8/

Согласно ст. 117 ГК РФ "общественными  и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения  граждан, в установленном законом  порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. /6/

Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что  общественное объединение - понятие  собирательное. Оно охватывает несколько  организационно-правовых форм.

В связи с этим Федеральный закон "Об общественных объединениях" не только дает общее определение общественного  объединения, но и раскрывает организационно-правовые формы, охватываемые этим понятием.

В соответствии со ст. 5 названного Закона "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". /8/

Общественные объединения могут  создаваться в одной из следующих  организационно-правовых форм:

  1. общественная организация,
  2. общественное движение,
  3. общественный фонд,
  4. общественное учреждение,
  5. орган общественной самодеятельности, политическая партия./8/

Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее  из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения.

Общественный фонд - один из видов  некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается  в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных  законом поступлений и использовании  данного имущества на общественно-полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного  вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным  целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту  жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного  круга лиц, чьи интересы связаны  с достижением уставных целей  и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и  политических акциях, в выборах и  референдумах, а также в целях  представления интересов граждан  в органах государственной власти и органах местного самоуправления (в соответствии с ФЗ «О политических партиях " /8/

Информация о работе Взаимодействия государства и общества