Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

Развитие общества обусловило развитие конституций и расширение круга  регулируемых вопросов. В области  прав и свобод происходит включение  в конституции новых прав и  свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах.

 Каждое современное государство  само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства,  общества и человека. Конституции  государств закрепляют эти основные  принципы, определяя важность тех  или иных гарантий, соотношение  которых различно в зависимости  от политического режима. Но во  всех демократических государствах  конституционно закреплены важнейшие из них: принцип народовластия; принцип приоритета прав человека; принцип представительного правления и разделения властей; принцип приоритета права; принцип правовой защищенности человека и гражданина принцип единства права и закона. /55/

 Конституционный принцип народовластия  означает принадлежность всей  государственной власти народу (обществу), а также свободное осуществление  народом этой власти в полном  соответствии с его суверенной  волей и коренными интересами. В государствах с демократическим  строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют всего народа. Непосредственная демократия осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. /57/

Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорганизации, не в состоянии  вырабатывать законы совокупными усилиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным  людям, которые от его имени и  творят законы принцип представительного правления. /56 /

В современных демократически организованных обществах конституционные принципы взаимоотношений человека, общества и государства не позволяют государству  пренебрегать интересами общества и человека.

Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конституциями не только провозглашаются, но и гарантируются  с помощью правового регулирования. При отсутствии демократии или недостаточное  ее развитии воздействие государства  на общество преимущественно или  исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как  правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно  вредит интересам общества и человека. /62/

Существуют различные взгляды  на права человека и роль государства  по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство  обеспечивает и гарантирует индивидуальные права человека, другие считают, что  их нужно защищать от государства. «Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть поставлены под сомнение только одним политическим субъектом-государством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность именно разделение властей».

Кроме конституционного закрепления  принципа приоритета прав человека в  демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. /75/

Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип  правового разграничения деятельности различных ветвей государственной  власти означает правовой способ приобретения власти.

Власть в государстве может  олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для  властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. /78/

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.

Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет  государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Приоритет права - основа правового  государства. Принцип приоритета права - это первое необходимое условие  государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой. /75/

 Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий).

 Принцип правовой защищенности  человека и гражданина лежит  в основе всех взаимосвязей  гражданина как с государством  и его органами, так и с другими  общественными образованьями, другими  гражданами в рамках правовых  отношений по поводу самых  различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит  в том, что все взаимоотношения  индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться  только на правовой основе. Если они  выходят за пределы действия права, со стороны государства это может  обернуться произволом, внеправовым  насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: равенство сторон и взаимная ответственность государства и  гражданина; особые тип правового  регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления. Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. /78/

Государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги).

И все же оснований для утверждения, что государство располагает  большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях  у них равные права и соответствующие  им обязанности. Причем в правовом государстве  должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение  прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку резюмируется, что государство  и гражданин равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения).

Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству  и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной  жизни граждан и неприкосновенны  для всего государства.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и  обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его  обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. / 59/

Принцип единства права и закона означает, что любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и  наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.

И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически  выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и  понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового  регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов. /46/

В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам -нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола. /78/

Российское предпочтение к расплывчатым, неопределенным нормам права стало предметом специального исследования французского политолога М.Мендрас, которая объясняет его так: «Расплывчатое и поддающееся приспособлению незамедлительно избавляет от хлопот больше, чем подчинение ясным и твердым правилам, регулирующим цели и обязанности каждого». /42/

Не столько владение информацией  о правовых нормах, сколько монополия  на их истолкование позволяет властям  по своему усмотрению ориентировать  поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится едва ли не главным  ресурсом, используемым власть имущими  для всепроникающего контроля за частной жизнью граждан. В отсутствие законоправия в нашем отечестве и поныне нет пространства частной жизни, защищенного гражданскими правами и ограниченного общественными обязанностями человека. И чем более его границы условны, а значит, и проницаемы для произвола любой власти, тем шире воспроизводство всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений. /45/

Проблема существования  человечества как целого может быть рассмотрена в следующих аспектах: человечество существует реально и  объективно; люди земли едины сущностно - социально; люди земли едины интеллектуально. Единство и всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое  хозяйство, всемирное хозяйство  как нечто целостное стало  предметной основой, стягивающей воедино  все сегменты культурно-исторического  калейдоскопа человеческого бытия. /53/

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым  рядом факторов: ускорение процессов  общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. 

Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших  социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных. 

Отечественными учеными  И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем. /40/

1. Первую группу составляют  проблемы, которые связаны с отношениями  между основными социальными  общностями человечества, то есть между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. 

2. Вторая группа объединяет  проблемы, которые порождены взаимодействием  общества и природы. Они связаны  с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

3. Третью группу глобальных  проблем составляют те, которые  связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются  отдельного человека и зависят  от способности общества предоставить  реальные возможности для развития  личности.

Интерсоциальные проблемы  заключаются в том, что до недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем. 

Информация о работе Взаимодействия государства и общества