Взаимодействия государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

— 127.41 Кб (Скачать файл)

     ВКР. 080441317                                                 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся  к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права  и государства находятся в  центре внимания наших ученых, журналистов  и политиков. И это понятно, поскольку  формирование гражданского общества связано  с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового  государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Среди ученых - обществоведов как в нашей стране, так и на Западе существует много разных подходов к изучению данного феномена, но до сих пор нет единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ.

Публицисты, политики, а иногда и ученые используют этот термин, вкладывая  в него абсолютно разное содержание. Современные представления о  гражданском обществе – результат  их длительной эволюции в истории  социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.

Разграничение гражданского общества и государства как признак  демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов  и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной  Европы. На протяжении последних десятилетий  тема гражданского общества срослась не только с представлениями о  демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью. /32/

В связи с характерными особенностями  российского бытия как бытия, объединяющего в себе традиции и  формы восточных и западных типов  государственных устройств одновременно, в связи с долгосрочным действием  тоталитарной системы в России в ХХ веке понятие гражданское общество у нас в стране появилось сравнительно недавно. В современной России гражданское общество рассматривается в качестве ключа, открывающего дверь в мир свободы и прав человека, в качестве рычага становления демократии и рыночной экономики, в качестве пути к правовому государству.

Взаимоотношения общества, государства  и права, проблематика гражданского общества, находящаяся сегодня в  центре внимания ученых многих стран, приобретает особую актуальность и  для России. Подвергается обсуждению как принципиальная возможность, так и специфика формирования гражданского общества в нашей стране.

Поскольку процесс формирования гражданского общества в современной России протекает  в отсутствии многих условий, одним  из которых является готовность и  желание самих людей включиться в этот процесс, исследования субъективного  аспекта гражданского общества обладают для России сегодня и научной, и практической актуальностью.

Термин «гражданское общество»  употребляется по отношению ко всему  обществу в целом. Так Г.В. Чевозерова, И.И. Кравченко, В.П. Ступишин трактуют гражданское общество как взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Некоммерческий сектор с этой точки зрения определяется как часть гражданского общества, в котором его члены объединены для решения проблем общественного жизнеобеспечения и жизневоспроизводства, а также для формирования материальной и духовной основ, необходимых для развития общества. «Гражданское общество – это не только сознательный, обеспеченный правами гражданин, это – общество, которое мыслит категорией отдельного человека, своего гражданина», – пишет исследователь И.И. Кравченко. Такой трактовки мы и будем придерживаться в данной работе./42/

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере  общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов.

«Гражданское  общество – устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм, «оно» образует как бы прокладку между базисом  и надстройкой, производственными  отношениями и государством», –  считают исследователи Ю. Красин и А. Галкин./23/

Основная цель дипломной работы заключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества. Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

  1. тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
  2. сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
  3. проанализировать законодательную основу данных понятий;

Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.

Предмет исследования –  структура, механизмы функционирования, тенденции развития гражданского общества и демократического государства в России. Объект исследования - гражданское общество и демократическое государство  в современной России.

 

 

 

1 Основные конституционные принципы взаимоотношения

общества и  государства

 

 

    1. Соотношение общества и государства

 

 

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Понятие государство связанно с двумя более широкими понятиями - общество и власть.

Общество - это общность людей  на определенной территории, характеризующаяся  экономическим и духовным единством  и целостностью организации жизни. /57/

Главная черта общества заключается  в том, что оно представляет собой  систему разумных существ, то есть «особый самостоятельный специальный организм, охватывающий все население той или иной территории». /79/

 Поэтому можно выделить  две разновидности общества. К  первым относятся неразвитые общества, то есть общества с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами. Ко вторым развитые общества, то есть с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.

 Также можно классифицировать общество на другие группы. К первым относятся общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества). Ко вторым относятся общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)). /63/

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение  господства и подчинения, при которых  воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием  других лиц (подвластных).

Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над  другими организациями и людьми, над их волей и действиями.

Власть призвана служить  обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и  охранять права и свободы граждан.

Существует две разновидности  власти. Во-первых, естественная власть в семье, во-вторых, власть, которая «навязывается» выступает как внешняя сила - в партиях, в общественных объединениях./64/

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", то есть осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения.

Само по себе возникновение  государства выражает вхождение  человеческого общества в цивилизацию, то есть обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования  цивилизации, роста и упрочения  демократии государство превращается  из простой организации политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей./89/

Исторический процесс  идет от несовершенного, неразвитого  государства, выступающего обычно как  диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

- "уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

- развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;

- все большее преобладание республиканской формы правления;

- эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам./65/

Развитие государства  в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.

В передовых демократических  странах  в области политико-государственной  жизни все большее значение приобретают  такие тенденции:

  1. государство все больше становится "государством человека", в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
  2.   все общество, а не только государственное  - выступает в качестве правового;
  3. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
  4. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод. /66/

Государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

 Развитие государства,  его совершенствование и укрепление, разумеется, так, чтобы во всем  комплексе его институтов все  более реализовывались начала  демократии, экономическая свобода,  свобода личности - это закономерный  процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная  суверенная организация публичной  власти, располагающая социальным аппаратом  в целях осуществления управленческо - обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны. /53/

Нормативно-правовую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных государств, международных организаций.

Особое значение для раскрытия  темы имеют Конституция Российской Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития России до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и иные законы и нормативные акты Российской Федерации.

 

 

    1. Взаимоотношение общества и государства, правовые проблемы,

возникающие в  результате этого  содружества

 

 

Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут лишаться в зависимости  от сущности самого государства. Конституция  выступает юридическим фундаментом  государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. /52/

Первоначально конституции регулировали: первый блок регулировал права и  свободы человека и гражданина, защищал  человека от произвола государства; второй блок определял организацию  высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего  из этого принципа представительного  правления и разделения властей; третий блок определял политико-территориальное  устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Информация о работе Взаимодействия государства и общества