Взаимодействие государства и общества в борьбе с экстремизмом как угрозой национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:05, статья

Описание работы

Россия исторически сложилась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Это подтвердили и результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. В Российской Федерации проживают представители 160 национальностей, 23 народа, имеющие численность более 400 тыс. человек, все они составляют более 96% населения страны. По мнению российских и международных экспертов, на фоне устойчивого экономического развития в России ослаб потенциал этнополитических конфликтов, но усилилось массовое проявление ксенофобии

Файлы: 1 файл

Gukova_tesisy.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Гукова  И.

Взаимодействие  государства и общества в борьбе с экстремизмом как угрозой национальной безопасности России

Россия исторически сложилась  как многонациональное и многоконфессиональное государство. Это подтвердили и результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. В Российской Федерации проживают представители 160 национальностей, 23 народа, имеющие численность более 400 тыс. человек, все они составляют более 96% населения страны. По мнению российских и международных экспертов, на фоне устойчивого экономического развития в России ослаб потенциал этнополитических конфликтов, но усилилось массовое проявление ксенофобии. Заметен и общий рост экстремистских организаций различного толка, использующих этнополитическую и конфессиональную риторику как средство политической мобилизации. В условиях глобализации процессов мирового развития, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, современная общественно-политическая обстановка в РФ характеризуется расширением масштабов угроз национальной безопасности. Нарастание и многообразие экстремистских проявлений в экономической, духовно-нравственной, этнической, религиозной и иных областях жизнедеятельности российского общества дестабилизируют внутриполитическую обстановку в государстве, подрывают авторитет России на международной арене.

Приоритет в нейтрализации причин, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и устранении их последствий в России традиционно принадлежит государству. В РФ сформирована законодательная база и действует ряд документов, на основании которых осуществляется деятельность по выявлению и предупреждению различного рода экстремистских проявлений, среди них ФЗ РФ «О безопасности РФ», ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также утвержденные Указом Президента РФ «Концепция национальной безопасности РФ», «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». О работе государства в этом направлении свидетельствуют и данные Генеральной прокуратуры РФ: по фактам национальной, расовой и религиозной вражды (возбужденных по ст. 282 УК РФ) в производстве в 1998 г находилось 25 дел, для рассмотрения в суд направлено 5, в 1999 г. - 44 дела, в 2000 г. - 37 дел, в 2001 г. - 39 дел; для рассмотрения в суды направлено: в 1998 г. - 5 дел, в 1999 г. - 9 дел, в 2000 г. - 6 дел, в 2001 г. - 5 дел, в 2002 г. расследовались уже 49 уголовных дел, а в суды было направлено 12[1]. К примеру, Московский городской суд вынес обвинительный приговор подросткам-скинхедам, зверски расправившихся с 22-летним армянином (2003г); в Гагаринском межмуниципальном суде столицы удовлетворен иск к газете «Дуэль» в связи с публикацией статьи «Ветераны войны - штурмовые отряды еврейских расистов» (2003г); в Волгограде прошел открытый судебный процесс над подростками, обвиняемыми в убийстве трех граждан Таджикистана и Узбекистана (2004г); прокуратурой Санкт-Петербурга предъявлено обвинение лидеру экстремистской неонацистской организации «Шульц-88» (впервые в отечественной юриспруденции обвинение предъявлено на основании ст. 282, прим. 1 Уголовного кодекса РФ (организация экстремистского сообщества), ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); в 2010г в Санкт-Петербурге на активистов общественного объединения «Другая Россия» и РНДС, заведено уголовное дело по ч.1 и ч.2 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).

Религиозная экспансия на территорию России со стороны других государств привела к значительному росту  новых религиозных движений. Если в 1992 г было зарегистрировано 4846 религиозных организаций, то в начале XXIв их насчитывалось уже более 20 тыс. По данным различных социологических центров, верующие в РФ составляют от 43 до 57% населения . Интенсивный рост религиозных организаций нарушает сложивший в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения. С целью стабилизации социально-политической обстановки на территории РФ ведется работа по выявлению и пресечению деятельности различного рода тоталитарных сект и организаций деструктивного характера, отслеживается деятельность религиозных объединений, которые не проходят государственную регистрацию и существуют в качестве религиозных групп (деструктивные неоязыческие объединения «Троянова тропа», «Бажовцы», последователи П. Иванова; деструктивные оккультные объединения «Новый акрополь», «Белое братство», учение «Новый век» (Нью эйдж); группы нейролингвистического программирования клуб «Этика поведения человека» школа шамбалы (Сотиданандана йога-центр); деструктивные объединения восточной ориентации «АУМ Синрикё», «Международное общество сознания Кришны», Агни-йога (рерихианство) и др. [2, с. 55-59].

Однако некоторый положительный эффект, полученный в процессе реализации государственных мер, оказывается неадекватным остроте проблем, связанных с проявлениями как политического, так и религиозного экстремизма.

Необходим системный подход к осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только «регулирующего и запретительного, но и превентивного характера». В этом случае усилий одного государства мало, в деятельности по предупреждению такого опасного социально-политического явления, как экстремизм, важное место должны занять общественные институты и религиозные объединения. В этом направлении в РФ уже сделаны первые шаги. В апреле 2005 (после террористического акта в Беслане в сентябре 2004г) открыта Общественная палата РФ, в составе которой работает Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести, работают региональные общественные палаты.

В регионах РФ в борьбу с экстремизмом постепенно вовлекаются общественные организации (союзы офицеров, организации ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, казачьи формирования) и религиозные объединения традиционных конфессий [3, с.112]. Важная роль в противодействии религиозному экстремизму принадлежит Русской Православной Церкви. На сегодня необходима более активная позиция СМИ, задача которых заключается в публичном обсуждении различного рода экстремистских проявлений.

Таким образом, успех в борьбе с экстремизмом как серьезной угрозой национальной безопасности РФ может быть обеспечен только на основе конструктивного взаимодействия государства и общества. Такой диалог должен составить основу внутренней политики государства, обеспечивающей развитие РФ как многонационального демократического федеративного государства.

Список используемой литературы

1. Зорин В.Ю. Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации // Право и безопасность. – 2004. - №1. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_7_3.htm.

2. Архиепископ Иоанн (Попов), Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность России. – М., 2005.

3. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. – М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Взаимодействие государства и общества в борьбе с экстремизмом как угрозой национальной безопасности России