Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
По признаку масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - в городе, районе, селе, станице, ауле, поселке и т.п..

Содержание работы

Введение 2
1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления 4
1.1 Законодательное закрепление местного самоуправления 4
2.2 Государственная поддержка 18
Заключение 32

Файлы: 1 файл

ГМУ.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Текущее руководство советом муниципальных  образований осуществляет исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), а контроль за предпринимательской деятельностью - ревизионная комиссия. В случае ликвидации совета муниципальных образований создается ликвидационная комиссия.

4.Федеральное законодательство закрепляет за представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы. Представительный орган любого типа муниципального образования вправе вносить в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекты новых законов, предложения по совершенствованию норм уже существующих законов, замечания по законопроектам.

При принятии законов, затрагивающих интересы местного самоуправления или жителей муниципальных  образований, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны проводить консультации с органами местного самоуправления, учитывать их мнение. В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов на территории своего муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления и органы государственной власти взаимодействуют между собой в законотворческом процессе.

5. В последнее время наблюдается развитие таких форм сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления, как:

а) создание согласительных, координационных, консультационных, совещательных временных и постоянных рабочих групп и комиссий;

б) совместная разработка и реализация планов и программ.

Таким образом, местное самоуправление и государственная  власть реализуют свое социальное назначение. Во взаимоотношениях между государственной  и муниципальной властью основная задача государственной власти заключается  в установлении правовых основ организации  местного самоуправления. Все остальные  виды регулирующего воздействия  государственной власти на местное  самоуправление являются необязательными. При этом государство не теряет возможности  косвенно, путем влияния на других участников социальных взаимоотношений, оказывать свое управляющее воздействие. Чаще всего оно даже более эффективно, чем прямое администрирование.

6. Важной формой воздействия государства на местное самоуправление является осуществление надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Надзор  за соблюдением органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов  муниципальных образований, муниципальных  правовых актов осуществляют различные государственные органы. В первую очередь это органы прокуратуры.

Надзор  за соблюдением органами местного самоуправления законности в отдельных сферах могут  осуществлять и другие государственные  органы. Например, должностные лица органов управления Государственной  противопожарной службы имеют право  осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований противопожарной  безопасности органами местного самоуправления.

Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого правительство  реализует свой политический курс на местах. Государство же, являясь  гарантом эффективности социально-экономической  и общественной жизни и будучи призванным обеспечивать разумные стандарты услуг, предоставляемых гражданам, имеет полное право руководить деятельностью органов местного управления.

Правительство контролирует парламент и поэтому  способно добиваться принятия законов, регулирующих и направляющих тем  или иным образом деятельность муниципальных  учреждений. Местные представительные органы, в свою очередь, обладают самостоятельным  мандатом, полученным от избирателей, собственными финансовыми источниками, компетенцией, закрепленной за ними законодательно. В итоге не только местные органы оказываются зависимыми от правительства (в плане общей поддержки, финансовых субсидий, законодательного регулирования  и т.д.), но и правительство попадает в определенную зависимость от местных  властей при реализации своего политического  и экономического курса на местах.

Взаимодействие  между органами государственной  власти и местного самоуправления осуществляется по нескольким направлениям. Эти направления  взаимодействия получили наименование: структурно-функциональные связи. Вполне очевидно, что, исходя из специфики  организации государственной власти и местного самоуправления, взаимоотношения  между их органами будут осуществляться:

1) сверху  вниз;

2) снизу вверх;

3) по горизонтали.

Таким образом, между органами государственной  власти и местного самоуправления существуют следующие виды связей:

1) субординационные -упорядочение сверху вниз, от вышестоящего уровня власти - к нижестоящему. Субординационные связи возникают, прежде всего, при установлении органами государственной власти правовых основ местного самоуправления в данном регионе;

2) реординационные - упорядочение снизу вверх, от нижестоящего уровня власти - к вышестоящему. При этом каждой субординационной связи в управленческих отношениях соответствует реординационная связь. Примером реординационной связи может быть право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Данная реординационная связь соответствует субординационной связи, заключающейся в принятии законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации законов, регулирующих местное самоуправление в данном регионе;

3) координационные - упорядочение на одном уровне, между двумя или более равностоящими субъектами. В рассматриваемой схеме отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления носят горизонтальный характер. Примером могут служить совместные, согласованные действия по претворению государственных и региональных программ; проведение совместных совещаний как на единовременной, так и на постоянной основе; формирование постоянно действующих координационных органов (коллегий, комиссий); организационное и техническое обеспечение выборных кампаний, правопорядка и другие действия, носящие в основном договорной характер.

Распространенным  способом реализации координационных  связей является принятие органами государственной  власти и местного самоуправления совместных правовых актов. На практике именно координационные  взаимосвязи составляют наиболее значительную долю во взаимоотношениях органов государственной  власти и местного самоуправления [2, 204 с.].

Взаимоотношения координационного типа между государственной  властью и местным самоуправлением  заложены уже в самих формулировках  вопросов местного значения: «участие в предупреждении и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций в границах поселения», «участие в охране природной среды» [2, 204-205с.]. Такие формулировки дают основание говорить о равноправном участии органов государственной власти и местного самоуправления.

Существует отраслевое законодательство, законы «Об образовании», «О культуре», «О ветеранах», «О занятости населения» и другие, где также упоминается о равноправном участии органов местного самоуправления в решении различных вопросов.

Координация между двумя и более равностоящими  объектами не исключает того, что, в общем, они могут находиться на разных уровнях в иерархически более сложно организованной системе  управления. Так как государственно-управленческие отношения в обобщенном виде - это правоотношения, то есть отношения на основе права, законодательства, государство (его органы) определяет законодательную базу существования и функционирования объекта, пределы его полномочий и может изменить эти «правила игры». Кроме того, оно же и контролирует законность поведения объекта управления, определяет и применяет санкции в случае нарушений, используя для этого специальную власть - судебную и аппарат принуждения [5, 223 с.].

Во взаимодействии государственной власти и местного самоуправления мы выделяем две стороны  – социально-экономическую и  политико-правовую. Социально-экономическая сторона взаимодействия определяется налоговой и бюджетной политикой государства, возможностью органов местного самоуправления самостоятельно мобилизовать и использовать экономические ресурсы для выполнения своих функций, а также степенью финансовой зависимости от государства и подконтрольности в распоряжении ресурсами.

Политико-правовая сторона включает в себя правовой элемент – институциональное  регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти и политическую составляющую – реальную практику взаимодействия между органами местного самоуправления и государственной  власти.

На федеральном  уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи:

1) обеспечение  гарантий местного самоуправления;

2) выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной  и муниципальной власти через  систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие  органов местного самоуправления от имени населения в решении  задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать  им всестороннюю поддержку, создавая необходимые  правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и  развития.

Согласно  Конституции к вопросам совместного  ведения относятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспе­чение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая соци­альное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокату­ра, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы орга­нов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических свя­зей субъектов Российской Федерации, выполнение международ­ных договоров Российской Федерации.

Заключение

 

Таким образом, органы местного самоуправления функционируют  в постоянном взаимодействии с государственными органами. Формы этого взаимодействия могут быть различными: информационное, аналитическое и правовое обеспечение, совместное решение общих задач, финансирование отдельных мероприятий, создание совместных координирующих органов (согласительных комиссий, консультационных и совещательных постоянных и  временных рабочих групп) и т.д.

Взаимодействие  и сотрудничество органов государственной  власти и органов местного самоуправления основывается не столько на подчинении, сколько на взаимной заинтересованности в объединении ресурсов в целях  повышения качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- М.: Норма, 2002.- 272 с.
  2. Конституция Российской Федерации (с Гимном России) – Москва: Проспект, 2012.-32с.
  3. Котов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России, 2009-384 с.
  4. Моимсеев А.Д. Муниципальное управление: учебное пособие- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 -159 с.
  5. Мухачев И.В., Алексеева И.А., Прудников И.А. и др. Местное самоуправление и муниципальное управление. Учебник- Москва: ЮНИТА-ДАНА, 2012 -399с.
  6. Романов, В. Н., Кузнецов В. В. Система государственного и муниципального управления : учебное пособие / Ноосфера: 2008.-153 с.
  7. Уваров, А.А. Местное самоуправление в России / А<span class="L

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления