Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
изучить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
выявить проблемы во взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти;

Содержание работы

ведение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления 11
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 15
Глава 2. Взаимодейсвие органов местного самоуправления и органов государственной власти 20
2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы 20
2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной 21
2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления 24
2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления 26
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Проблема взаимодействия органов МСУ и органов гос. власти.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 4

1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления 4

1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления 11

1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 15

Глава 2. Взаимодейсвие органов местного самоуправления и органов государственной власти 20

2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы 20

2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной 21

2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления 24

2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления 26

Заключение 29

Список литературы 31

Приложение. 33

 

 

Введение

Базисной точкой деятельности любого государства является система  государственных органов. Вместе с  тем, важная экономическая и социально-политическая роль в системе управления России принадлежит органам местного самоуправления. Именно на органы местного самоуправления возложены наиболее сложные задачи, связанные с практическим осуществлением значительной части социально-экономических  мероприятий государства.

Органы местного самоуправления не только самостоятельно обеспечивают деятельность широкого диапазона хозяйственных  и социальных служб, но и используются в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федерального правительства и администрации  регионов, что превращает местное  управление в интегрированную часть  всего государственного механизма. Важным показателем роли и назначения местных органов власти во всей социальной системе служит тот факт, что на этом уровне управления занята значительная масса работников муниципальных  служб.

Вместе с тем в процессе своей деятельности органы местного самоуправления тесно взаимодействуют  с органами государственной власти, и, прежде всего, с органами регионального  управления, которыми в Российской Федерации являются в первую очередь  органы государственной власти субъектов  федерации. Иной раз достаточно трудно провести грань между органами местного самоуправления и органами регионального  управления даже в теории. Тем более  возникают конфликты и различного рода недоразумения в практической деятельности властных структур. Поэтому  выбранная мною тема курсовой работа является весьма актуальной.

Отдельные аспекты исследуемых  в курсовой работе проблем в том  или ином виде рассматривались в  трудах современных российских авторов  С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, А.В. Васильева, В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, Н.И. Глазуновой, Б.П. Елисеева, Н.А. Емельянова, В.Н. Иванова, О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, В.И. Патрушева, А.И. Попова, Н.В. Постового, В.А. Прокошина, В.И. Фадеева, И.С. Яценко и др. Среди зарубежных писателей можно выделить работы Г. Брэбана, Ж. Веделя и др.

Целью данной работы является определение условий и направлений  повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • изучить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
  • выявить проблемы во взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти;

Объектом данного исследования является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Предмет исследования – проблема взаимодействия между двумя уровнями власти – государственной и муниципальной.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.1 Понятие и  сущность системы органов государственной  власти и органов местного  самоуправления

Согласно Конституции  Российской Федерации, многонациональный  народ является единственным источником власти. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления1. Эти органы, в свою очередь, образуют единую систему государственного и муниципального управления Российской Федерации и разделены на три уровня – федеральный, региональный и местный, что обусловлено необходимостью «рассредоточения» центров власти с учетом многочисленности и сложности решаемых задач, величины территории России и большого разнообразия исторических, культурных и других особенностей населяющих ее народов. Каждый из названных уровней власти (и это характерно для федеративного государства) решает свои задачи, обладая для этого своими полномочиями.

В данной работе нас, прежде всего, будут интересовать региональный и местный уровни власти. Рассмотрим подробнее эти понятия.

Деятельность любого государства  реализуется, прежде всего, через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных  органов может быть различна. Чем  выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее  его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для  исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых  распространяется компетенция данного  органа государства.

Согласно Конституции  РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную2. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Органы законодательной  власти России включают Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственную  Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют государственную власть в форме  организации исполнения законов. К  ним относятся Правительство  РФ, федеральные министерства, государственные  комитеты, федеральные службы, федеральные  комиссии, российские агентства, главы  администраций субъектов РФ, администрации  субъектов РФ.

Органы судебной власти России – это Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой  и самостоятельной ветвью и действует  посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного  судопроизводства.

Особое место в системе  органов государственной власти занимает Президент РФ. Он является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти.

Существуют еще и органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру  РФ, Центральный банк РФ, Счетную  палату РФ, Центральную избирательную  комиссию РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, Конституциями республик, уставами других субъектов Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Федерации строят свою деятельность исходя из следующих  принципов:

  • государственная и территориальная целостность РФ;
  • распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Одним из важнейших направлений  развития современной российской государственности  остается оптимизация организации  деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности  деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем  местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных  положений при соблюдении и поддержании  баланса государственных и местных  интересов, т. е. общих интересов  жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный  фундамент для гражданского согласия.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» даёт такое понятие местного самоуправления: «форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов  Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций »3.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление  иных (нежели в условиях централизации  и концентрации власти) основ взаимоотношений  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя  местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную  обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Следовательно, они не могут  рассматриваться как структурное  подразделение государственной  системы управления. Это же положение  закрепляется и федеральном законе № 131-ФЗ4.

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных  формах5. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении  предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности.

Вместе с тем следует иметь  в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему  в рамках всего государства, местное  самоуправление образует единую систему  лишь в рамках соответствующих муниципальных  образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном  муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы  в любом другом муниципальном  образовании.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путем различных  форм прямого волеизъявления, так  и через органы местного самоуправления6.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления