Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
изучить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
выявить проблемы во взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти;

Содержание работы

ведение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления 11
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 15
Глава 2. Взаимодейсвие органов местного самоуправления и органов государственной власти 20
2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы 20
2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной 21
2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления 24
2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления 26
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Проблема взаимодействия органов МСУ и органов гос. власти.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

То же самое предусмотрено  в ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона в рамках регламентации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, но с за исключением одного момента: в указанной норме предусмотрено, что осуществление таких исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий допускается также в случаях и порядке, установленных законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня.

В случае противоречия федеральных  законов и (или) иных нормативных  правовых актов РФ, регулирующих вопросы  местного самоуправления, Конституции РФ, комментируемому Закону применяются Конституция РФ и комментируемый Закон. Тем самым определено верховенство норм Конституции РФ и комментируемого Закона, регулирующих вопросы местного самоуправления, над нормами такого же рода других федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ.

В основе такого регулирования  можно увидеть две составляющие. Во-первых, это нормы Конституции, устанавливающие верховенство норм Конституции РФ и федеральных  законов.

Во-вторых, в основе рассматриваемой  нормы лежит положение ч. 2 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которому изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления

Споры и конфликты между  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, связанные  с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями или их реализацией, разрешаются  посредством проведения согласительных процедур через согласительные комиссии, или в судебном порядке.

Однако нередки случаи, когда органы государственной власти вынуждены участвовать в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления. В соответствии с закреплёнными  в ТК РФ положениями, госорган –  это система государственных  органов, формируемых с составе  соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, предназначенная  для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путём организации  примирительных процедур и участия  в них.

Служба (госорганы), участвуя в разрешении коллективных трудовых споров:

- осуществляет уведомительную  регистрацию коллективных трудовых  споров;

- проверяет полномочия  представителей сторон коллективного  трудового спора;

- формирует списки трудовых  арбитров;

- проводит подготовку  трудовых арбитров, специализирующихся  в разрешении коллективных трудовых  споров;

- выявляет и обобщает  причины и условия возникновения  коллективных трудовых споров, подготавливает  предложения по их устранению;

- оказывает методическую  помощь сторонам спора на всех  этапах разрешения спора;

- организует в установленном  порядке финансирование примирительных  процедур;

- организует работу по  урегулированию коллективных трудовых  споров во взаимодействии с  представителями работников и  работодателей органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

Следует отметить, что многие юридические конфликты разрешаются  государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой порядок разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров.

Законодательство предусматривает  возможность обжалования действий (бездействий) органов местного самоуправления вышестоящий компетентный орган  или в суд (государственный орган).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления – один из важнейших  элементов развития и функционирования всей системы государственного управления.

Под системой государственных  и муниципальных органов власти понимается совокупность взаимосвязанных  элементов, их полномочий и различных  форм их взаимодействия, объединенных единством цели планомерного, стабильного  развития российского государства. Именно от степени налаженности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления зависит эффективное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем государства. Несмотря на то, что органы муниципального самоуправления не входят в систему  органов государственной власти, их следует рассматривать в совокупности с государственными органами как  единый механизм управления государством.

При написании данной работы были изучены теоретические основы взаимодействия местных органов  власти и органов местного самоуправления. Данное взаимодействие подробно регламентируется в федеральном законе от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», ряде региональных нормативно-правовых актов, а также  в научных работах и статьях  таких ученых, как В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, Н.И. Глазуновой, Б.П. Елисеева и др.

   При взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти наблюдается ряд проблем, которые мешают плодотворной работе. Среди них можно выделить: сокращение числа проводимых совместных семинаров; отсутствие в некоторых областях регионального закона о местном самоуправлении; неиспользование механизма права законодательной инициативы; кадровая ситуация в органах местного самоуправления.

Решение указанных проблем  целесообразно вести по следующим  направлениям: разработка и принятие регионального закона о местном  самоуправлении во всех органах МСУ страны; увеличение числа совместных семинаров по обмену опытом; помощь муниципальным представительным органам в разработке законопроектов; повышение юридической грамотности муниципальных служащих; активное участие регионов в долгосрочной программе государственной поддержки развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Целенаправленная работа по указанным направлениям позволит вывести взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти на совершенно иной уровень, что повлечет более эффективное развитие регионов и страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция РФ, 1993 г.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  4. В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. Муниципальное управление. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
  5. Кокотов А.Н., Соломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 383 с.
  6. Муниципальное право: Учебник для высших учебных заведений, изд. 3-е, перераб., доп. / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 1200 с.
  7. Г.В. Атаманчук , Система государственного и муниципального управления. Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 488 с.
  8. Э.Н. Рычина. Показатели эффективности управления мониторинга муниципальных образований. // Вопросы ГМУ, 2009, №1.
  9. Л.В. Мешущенко. Современные проблемы межбюджетных отношений в муниципальных образованиях. // Вопросы ГМУ, 2009, №3.
  10. И.Н. Трофимова. Муниципальное управление: ориентация на результат. // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, №2.
  11. Законодательные органы власти субъектов РФ, 2002, №1 (23).
  12. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011.
  13. Зачем нужно местное самоуправление? // Российская газета. / 2005. – 28 декабря.
  14. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2008. - 128 с.
  15. Министерство регионального развития. Доклад о ходе реализации в регионах РФ федерального закона № 131-ФЗ. // Муниципальная власть, 2008, №2.
  16. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009.
  17. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.
  18. Пешин Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 4.
  19. Сунгуров А.Ю., "Модели взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества: российский опыт". Режим доступа: http://www.4cs.ru/materials/wp-id_358/
  20. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 679 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Приложение 1

 

Классификация процессов  взаимодействия органов государственной  власти и местного самоуправления

Признаки классификации

Виды процессов взаимодействия

1. По характеру решаемых задач

Стационарное взаимодействие

Нестационарное взаимодействие

2. По уровню взаимодействия 

Стратегическое взаимодействие

Нестратегическое взаимодействие (тактическое и оперативное)

3. По направлению 

Вертикальное взаимодействие

Горизонтальное взаимодействие

Диагональное взаимодействие

4. По целям

Взаимодействие в ходе функционирования

Взаимодействие в ходе развития

5. По типу применяемой технологии

Документационное взаимодействие

Электронное взаимодействие


 

 

Приложение 2

Механизмы и инструменты  взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Размещено на

1 Конституция РФ,1993г., ст. 3

2 Конституция РФ,1993 г., ст. 10

3 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1

4 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 34

5 Конституция РФ, 1993 г., ст. 130

6 Конституция РФ, 1993 г., ст. 130

7 Конституция РФ, 1993 г., ст. 12

8 Конституция РФ, 1993 г., ст. 132

9 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19

10 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 54

11 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 17

 


Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления