Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
изучить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
выявить проблемы во взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти;

Содержание работы

ведение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления 4
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления 11
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти 15
Глава 2. Взаимодейсвие органов местного самоуправления и органов государственной власти 20
2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы 20
2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной 21
2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления 24
2.4 Участие органов государственной власти в разрешении конфликтов и споров местного самоуправления 26
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Проблема взаимодействия органов МСУ и органов гос. власти.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

Эффективной формой взаимодействия может стать сотрудничество государственной  и местной властей через ассоциации муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно формулировать  и доводить до сведения государственных  органов их общие проблемы, для  государственной власти ассоциация муниципальных образований –  та организация, через которую можно  обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Не менее важным является вопрос формирования финансовой основы местного самоуправления и формирование местной материальной базы. Разграничение  источников доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и  местными бюджетами основывается на разделении их по видам и закреплении  на долгосрочной основе. Это стимулирует  каждый из уровней власти к развитию доходных источников и их эффективному использованию, а не к перераспределению.

Еще одним аспектом взаимоотношений  между региональными органами власти и местным самоуправлением является процесс разграничения прав собственности. Зачастую органы местного самоуправления выступают субъектом законодательной  инициативы и разрабатывают проекты  законов о передаче в муниципальную  собственность объектов государственной  собственности, включая реестры  объектов, органы государственной власти рассматривают и принимают эти  законы. Предварительное согласование реестров проводиться на уровне административных районов, имея ввиду, что там существуют комитеты по управлению государственным имуществом. Окончательное решение принимается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В сфере комплексного социально-экономического развития региона может возникнуть столкновение интересов различных  уровней власти. Местная власть вправе решать вопросы комплексного социально-экономического развития на своей территории, а  территория муниципального образования  составляет некоторую часть территории субъекта Российской Федерации. Но интересы населения каждый уровень понимает по-своему в зависимости от тех  задач, которые решает каждый из них. Поэтому интересы структур власти часто  не совпадают. При разработке муниципальных  планов и программ органы местного самоуправления должны учитывать соответствующие  государственные планы и программы. В свою очередь государственные  органы при разработке государственных  планов и программ объективно заинтересованы в учете мнения местных органов  власти.

Таким образом, под системой государственных и муниципальных  органов власти будем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, их полномочий и различных форм их взаимодействия, объединенных единством цели планомерного, стабильного развития российского  государства. Именно от степени налаженности взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления зависит эффективное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем государства. Несмотря на то, что органы муниципального самоуправления не входят в систему  органов государственной власти, их следует рассматривать в совокупности с государственными органами как  единый механизм управления государством.

Глава 2. Взаимодейсвие  органов местного самоуправления и  органов государственной власти

2.1 Взаимодействие государственной и муниципальной власти в РФ – основные процессы и механизмы

В работе понятие "взаимодействие" рассматривается как взаимовыгодное согласование (по цели, времени, месту, используемым ресурсам и т.п.) действий участников (контрагентов, партнеров, соисполнителей), в качестве которых  могут выступать субъекты хозяйствования и управления, физические, юридические  и должностные лица. Взаимодействие государства и муниципалитетов  затрагивает такие сферы как  инвестиции, инновации, социальное развитие и др. Для процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления характерны повторяемость, приспособление действий одного из партнеров к действиям  другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень  солидарности или согласия.

Классификация процессов  взаимодействия органов государственной  власти и местного самоуправления приведена  в Приложении 1.

Данная классификация  упорядочивает представления о  процессах взаимодействия и позволяет  выбирать адекватные механизмы и  инструменты взаимодействия, в т.ч. формы контроля и обратной связи. Например, стратегическое взаимодействие целесообразно оформлять через  договора и соглашения (обратная связь  – через контроль исполнения договоров  и соглашений), нестратегическое –  через программы (обратная связь  – через ежегодную, ежеквартальную и ежемесячную отчетность). Наиболее востребованным и перспективным  является взаимодействие стратегического  характера, но эта задача является и  более сложной, прежде всего, в части  оценки издержек.

Механизмы и инструменты  взаимодействия представлены в Приложении 2. Поскольку местное самоуправление в период серьезных рыночных трансформаций, административной и муниципальной реформы, становится все более значимым субъектом и экономических, и социально-политических отношений, то формирующийся новый механизм взаимодействия государства и муниципалитетов должен базироваться на оптимальном использовании следующих системных принципов: независимости, открытости, согласования интересов, доверия, паритетности, целевого софинансирования и эффективности. Указанные в Приложении 2 механизмы и инструменты распространяют свое действие на производственные, имущественные объекты региональной и муниципальной собственности, социальные объекты, земельные, природные, финансовые ресурсы, находящиеся в ведении регионов и муниципалитетов.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Процессы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления можно  классифицировать по следующим признакам: по характеру решаемых задач, по уровню взаимодействия, по направлению, по целям, по типу применяемой технологии.

К основным механизмам взаимодействия субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  относятся: нормативно-правовой, организационный, бюджетно-финансовый, налоговый, экономический.

2.2 Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной  и муниципальной - одна из самых острых проблем современного политического  развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной  и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Для эффективного взаимодействия региональной и муниципальной власти необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами власти. Именно неопределенность полномочий и предметов ведения всех уровней публичной власти стала одной из основных причин, которые вызвали потребность в углублении административной и муниципальной реформ.

Местное самоуправление в  новейшей истории России делает только первые шаги, хотя известно, что достаточно сильная и стройная система была до революции, и многие западные страны использовали опыт Российской Империи. Сегодня существуют законодательные  пробелы в отношении регионов и муниципального уровня. Можно обнаружить очень серьезный дисбаланс, как  управленческий, организационный, на уровне муниципальных районов, так и  во взаимоотношениях исполнительной власти. Говоря о муниципальном уровне, это  наличие двоевластия. В каждом муниципальном  районе существует две должности: глава  района, освобожденная должность  с соответствующим аппаратом, и  глава администрации района. При  этом рядовому человеку и даже региональной власти очень трудно разобраться, кто  из них главный и кто реально  является распорядителем тех или  иных хозяйственных полномочий.

Новая практика для страны - чтобы местный уровень самоуправления брал на себя довольно ощутимые задачи и полномочия. Люди должны понимать и почувствовать, что во многом жизнь  зависит от их собственных решений, они должны поверить в собственные  силы, должны иметь механизмы для  реализации такого рода задач и нести  ответственность, по крайней мере, сами перед собой. Здесь главной проблемой  является не законодательство, которое  будет совершенствоваться, а отсутствие во многих муниципалитетах экономической  базы для выполнения полномочий. Этот серьезный дисбаланс всегда приводит к тому, что в результате все  выстраиваются в очередь за финансовыми  ресурсами и размывается то, что  можно назвать самостоятельностью, инициативой и творчеством.

Если рассматривать программно-целевой  подход, часто муниципальный и  региональный уровни не имеют одинаковых задач и, соответственно, это никак нормативно не закрепляется в виде целевых программ, в виде показателей, которые, в общем-то, вырастая снизу, оценивая ситуацию в каждом муниципальном уровне, составляли бы общее целое, характеризуя социальное и экономическое состояние политики региона.

В настоящее время так  же очень важно увязать работу регионального и муниципального уровня на каких-то конкретных показателях. Для этого сейчас созданы условия. Есть Указ Президента РФ, где дан  целый ряд показателей, оценивающих  деятельность муниципального и регионального  уровней. Перечень дополнительных показателей  для оценки эффективность деятельности органов местного самоуправления городских  округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых  для расчета неэффективных расходов местных бюджетов утвержден распоряжением  Правительства Российской Федерации. Таких существенных показателей - десятки, но они как раз являются термометром  состояния экономической и социальной жизни в конкретном районе или  целом регионе. Необходимо выходить на ежегодное соглашение, где эти  показатели будут четко прописаны. Соглашения должны являться тем документом, на основании которого по итогам каждого  года можно оценивать ситуацию, видеть динамику и принимать вместе с  органами власти двух уровней решения, что делать дальше, включая и персональную оценку главы администрации района, который будет за все это отвечать. Все это надо делать на основе экспертных советов, включая туда чиновников, депутатов, т.е. тех, кто входит в представительные органы, а также экспертов, ученых, специалистов, способных все оценить  объективно и делать так, чтобы в  результате оценка могла выводить на конкретные решения для принятия тех или иных программ развития данного  муниципального района. Или делать какие-то кадровые, персональные выводы.

Даже начальники являются людьми, и, естественно, когда будут  определять по итогам года прямые оценки, например, единый госэкзамен для глав районного звена, губернаторов, то такой довольно объективный подход в оценке деятельности будет носить еще и публичный характер. Очевидно, что это подстегнет всех сотрудников к конкретной и эффективной работе.

В настоящее время можно  назвать еще две проблемы: квалификация и коррупция. Необходимо учить и  готовить кадры для муниципального уровня, чтобы руководители и специалисты  могли решать такие разнообразные  и сложные задачи. Второй вопрос - преодоление безответственности, а порой и серьезных злоупотреблений, которые сложились за последние  годы на разных уровнях власти или  то, о чем говорит Президент  Российской Федерации – вопрос коррупции  и эффективных методов борьбы с ней.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Основные проблемы эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной  – отсутствие четкого разграничения  полномочий между всеми органами власти (двоевластие); отсутствие во многих муниципалитетах экономической  базы для выполнения полномочий; отсутствие практики оценки деятельности властей  регионального и муниципального уровня на взаимоувязанных конкретных показателях; квалификация кадров и  коррупция.

2.3 Регулирование органами государственной власти вопросов организации осуществления местного самоуправления

Современное состояние правового  регулирования местного самоуправления требует осмысления и даже в какой-то степени подведения промежуточных  итогов развития муниципального законодательства в Российской Федерации. В основе регламентации полномочий федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления лежит положение п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящее установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к вопросам совместного ведения России и субъектов РФ.

К полномочиям федеральных  органов государственной власти в области местного самоуправления статья 5 ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит:

определение общих принципов  организации местного самоуправления в России, устанавливаемых комментируемым Законом;

правовое регулирование  по предметам ведения России и  в пределах полномочий России по предметам  совместного ведения России и  субъектов РФ прав, обязанностей и  ответственности федеральных органов  государственной власти и их должностных  лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных  лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных  государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном  комментируемым Законом.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи 5 осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами, т.е. только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и законодательными актами федерального уровня.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления