Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
По признаку масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления направлены на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций как в обществе-государстве, так и в отдельных местностях - в городе, районе, селе, станице, ауле, поселке и т.п..

Содержание работы

Введение 2
1.Организационно-правовой статус органов местного самоуправления 4
1.1 Законодательное закрепление местного самоуправления 4
2.2 Государственная поддержка 18
Заключение 32

Файлы: 1 файл

ГМУ.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы  местного самоуправления взаимосвязаны  между собой и представляют единую систему, в которой согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализован принцип разделения властей. В отличие от органов государственной  власти деятельность органов местного самоуправления приобретает новые  черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности жителей. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что  определяет социальную направленность их деятельности.

Как и  всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую организационно-правовую и финансово-экономическую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают управленческие решения и обеспечивают контроль за их выполнением.

Естественно, о полном равенстве между муниципальными и государственными органами говорить нельзя, так как они отличаются компетенцией. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах своих  полномочий, они находятся в системе  государственно-властных отношений, действуют  в русле единой государственной  политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Кроме  того, органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы  государственной власти обязаны  гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

2.1 Взаимоотношения органов власти

 

В процессе осуществления органами государственной  власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие. Взаимодействие между органами государственной  власти и органами местного самоуправления, как правило, определяют как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение  как общегосударственных, так и  местных задач.

Взаимоотношения между государственными органами и  органами местного самоуправления строятся на следующих принципах:

а) принцип  единства целей и задач в обеспечении  прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных  интересов;

б) принцип  всесторонней государственной поддержки  осуществления и развития местного самоуправления;

в) принцип  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти и органами местного самоуправления;

г) принцип  самостоятельности осуществления  своих полномочий в области местного самоуправления населением, органами и должностными лицами муниципальных  образований;

д) принцип  невмешательства органов государственной  власти в компетенцию органов  местного самоуправления;

е) принцип  солидарности, взаимодействия и сотрудничества при обеспечении прав и свобод человека и гражданина; при реализации общегосударственных интересов;

ж) принцип  субсидиарности при осуществлении органами местного самоуправления минимальных государственных социальных стандартов и переданных им отдельных государственных полномочий;

з) принцип  взаимной гласности и информированности;

и) принцип  взаимного контроля;

к) принцип  разрешения коллизий путем согласительных процедур либо обжалования в судебном порядке;

л) принцип  взаимной ответственности;

м) принцип  законности (принцип детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственного и муниципального управления);

н) принцип  гласности;

о) принцип  целесообразности и соблюдения общегосударственных  интересов;

п) принцип  равноправия муниципальных образований (создание режима равных правовых, организационных  и финансово-экономических возможностей);

р) принцип  недопустимости ущемления интересов  других муниципальных образований;

с) принцип  обеспеченности ресурсами при реализации собственных функций и отдельных  переданных государственных полномочий.

Данные  принципы при применении их в совокупности призваны способствовать эффективной  реализации государственной политики в области местного самоуправления и развитию демократических основ  государства.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ наделены полномочиями в сфере местного самоуправления.

К полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области местного самоуправления относятся:

  • определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами [1, 175 с.].

Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в области местного самоуправления в целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, к ним относятся:

а) правовое регулирование вопросов организации  местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации в случаях  и порядке, установленных федеральным  законом;

б) правовое регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления по предметам  ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) правовое регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации [2, 247 с.].

Кроме указанных  основных полномочий органов государственной  власти в области местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за органами государственной власти субъекта РФ комплекс функций:

  • установление границ территорий муниципальных образований (ст. 10);
  • наделение городских поселений статусом городского округа (ст. 11);
  • изменение границ муниципальных образований (ст. 12);
  • преобразование муниципальных образований (ст. 13);
  • изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ст. 13);
  • упразднение муниципального образования (ст. 13.1);
  • наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением (ст. 19-21);
  • определение порядка проведения местного референдума (ст. 22);
  • определение порядка проведения муниципальных выборов (ст. 23);
  • определение порядка проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24);
  • порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);
  • определение наименований представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (ст. 34);
  • иные полномочия представительных органов муниципальных образований (ст. 35);
  • установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района и городского округа (ст. 37);
  • утверждение условий контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37);
  • установление персонального состава конкурсной комиссии муниципального района (городского округа) (ст. 37);
  • инициирование расторжения контракта с главой местной администрации (ст. 37);
  • правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (ст. 42);
  • требования по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением (ст. 52);
  • установление нормативов отчислений от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований (ст. 58);
  • распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений (ст. 60);
  • порядок образования районных и региональных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления из них дотаций (ст. 60, 61);
  • порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (ст. 60, 61);
  • определение общего размера субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 63);
  • временное осуществление полномочий органов местного самоуправления (ст. 75) и т. п.

    Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» временное осуществление органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления возможно в трех случаях:

1) когда  в связи со стихийным бедствием,  катастрофой, иной чрезвычайной  ситуацией органы местного самоуправления  отсутствуют и (или) не могут  быть сформированы;

2) если  долги муниципального образования  превысили на 30 % собственные доходы («банкротство муниципального образования»);

3) если  допущено нецелевое расходование  субвенций.

  В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется одновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер. В частности, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления осуществляется в следующих основных формах:

  • государственная поддержка местного самоуправления;
  • наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
  • создание в субъекте Российской Федерации совета муниципальных образований;
  • реализация представительными органами муниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ;
  • создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
  • контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.

 

2.2 Государственная поддержка

 

Без постоянной поддержки со стороны государства  органы местного самоуправления не могут  эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Кроме того, государственная поддержка  развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. [3. 208c.]

Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти [3. 209c.]. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления