Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:57, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методы теории государства и права как науки.
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
Причины и формы возникновения государства и права.
Основные теории происхождения государства.
Типология государств: основные подходы.
Типы права: формационный и цивилизационный подход. Их достоинства и недостатки.
Основные теории правопонимания в мировой и отечественной юриспруденции: естественно-правовая, нормативистская, социологическая, психологическая, марксистская, историческая.
Понятие права и его признаки.
Право в объективном и субъективном смысле. Частное и публичное право.
Принципы права: понятие, виды

Файлы: 1 файл

ТГП(к экзамену).docx

— 290.94 Кб (Скачать файл)

Общество -  это  развивающаяся  на своей собственной социальной и исторической основе система.  Не географическая среда,  не климат,  не природные условия жизни человека, а достигнутая людьми научная и культурная степень общественного развития определяют  переход  общества  к новой, более высокой,  цивилизованной ступени.  Общество всегда было, и будет заинтересовано в создании и соблюдении такого порядка общественных отношений,  который обеспечивает его нормальное существование. Однако в обществе всегда имели место негативные социальные явления, имеющие социальную характеристику,  поскольку они представляют собой поступки людей, противоречащие действующим социальным нормам.

Появление нормативного  регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального  регулирования, знаменующей  крупные изменения,  качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего  и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях,  подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. 

Нормативное регулирование общественных  отношений  осуществляется посредством социальных норм, которые выступают как единая система социального регулирования,  направленная на обеспечение интересов личности и общества.  Норма  - это определенное правило,  установленное с целью закрепления необходимых общественных отношений,  достижения  целесообразных отношений между людьми. С учетом источников формирования социальных  норм  и  мер,  претворяющих   эти   нормы   в жизнь, классифицируют их по четырем группам: правовые нормы, нравственные (моральные) нормы, нормы общественных организаций и обычаи. Вообще, термин «право»многозначен: под ним понимается ряд различных, порой разноплоскостных явлений (право как система общеобязательных юридических  (правовых)  норм; субъективное юридическое  право,  моральное  право,  права  человека и т.д.). Право является одним из регуляторов общественных  отношений.  В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения - то, что людям «можно», т.е. допустимо делать, и что обществом принимается и поддерживается.

Общество - вот несомненная основа возникновения права. Только будучи социальным, человек нуждается в  законах. Частная жизнь индивида соприкасается с правом лишь постольку,  поскольку его  причастность  к другому индивиду  грозит  обернутся произволом.  Право существует лишь для человека, стремящегося преодолеть рамки самодостаточного собственного существования.  Но  человек и не может быть иным,  ему имманентно присуще собственное отрицание и усилие к изменению собственного бытия.  Человек сам творит мир социальных отношения,  и, как всякий творец, он обречен на «разлуку» с тем,  что выходит из его  рук.  Таким  образом, право нельзя понимать как нечто,  предшествующее или же навязанное человеческому бытию, - в этом суть философского понимания права.

Право в  практической  жизни  людей - это явление,  относящиеся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах,  правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и других источниках.

Праву, как особому институту  общества присущи следующие  основные свойства: нормативность,  формальная определенность, системность, правообязывающее действие и государственная обеспеченность.  Право выступает в качестве нормативно-государственной основы или критерия правомерного (юридически дозволенного,  а также запрещенного и предписанного) поведения.

Для того чтобы быть эффективным  регулятором общественных  отношений, право  должно  внести  в этот процесс необходимую определенность, устойчивость и принудительность: точно установить круг объектов, регулируемых или охраняемых конкретным нормативно-правовым актом;  полно и точно определить границы дозволяемого и запрещаемого поведения субъектов права,  их  права и обязанности;  установить меры правовой ответственности, которые должны быть применены в случае совершения  правонарушения.

Разумеется, если все члены общества добровольно исполняют предписания  правовой нормы,  то нет необходимости в правовом, а следовательно, и в принудительном регулировании.  Вместе с тем с помощью  законов невозможно решить все проблемы, отменить общественные отношения. Закон лишь создает условия для развития общественных отношений в нужном направлении. Законодательство должно основыватся на идеях справедливости, гуманизма и демократии,  а от законов, не закрепляющих  эти  идеалы, нужно вообще отказаться.  Успех закона определяется тем,  насколько он соответствует общественным отношениям. Но на качество закона оказывают влияние механизм (процессуальный порядок) достижения целей, преследуемых законом,  а также система правовой ответственности за неисполнение предписаний, содержащихся в законе. Сущность права,  как сложной динамической системы,  нельзя усмотреть в чем-то едином.  Различные состояния духовной жизни человека определяют множественную природу права.

Современная человеческая деятельность больше,  чем когда-либо ранее, основывается на взаимопроникновении наук,  на объединении  знаний из различных  областей, как показывает естествознание  XX  века,  позволяет увидеть новые  функциональные связи.  Следовательно,  синтез знаний на основе интегративных понятий,  позволяющий обнаружить новую  сущность, раскрыть макродинамику процессов организации,  можно рассматривать как новую грань диалектического метода, новый вклад естествознания XX века в теорию познания.

Социальные  и технические нормы, их особенность  и взаимосвязь

Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

Социальные  нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют  следующие виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая  классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Социальные  нормы, кроме того, характеризуют  следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и  технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как  определенные технические нормы  касаются существенных интересов некоторых  социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

    1. Право в системе социального регулирования. Соотношение норм права, обычаев, морали, корпоративных и религиозных норм.

Общество – сложный  механизм, это целая система самых разнообразных отношений, которые нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система социального или нормативного регулирования. Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведе-ния посредством создания и реализации социальных норм. Поскольку общественная жизнь сложна и многообразна, социальные нормы (правила поведения общего характера, устанавливаемые и санкционируемые государством) заметно различаются не только по регулированным сферам общественных отношений, но и по способам установления и обеспечения. Право – особый вид социальных норм, так как имеет все признаки этих норм, но характеризуется и особыми чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования. В научной литературе различают два основных видасоциального регулирования – индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведение людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования. Он имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать нужные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей.  Однако очевидны и существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок и др. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые, распространяются на все случаи данного рода и которые должны подчинятся все, кто окажется в сфере действия таких правил. Обычнонормативное регулирование

Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов

Социальные нормы  отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.  
Виды социальных норм:  
— моральные; 
— религиозные; 
— обычай; 
— правовые; 
— политические; 
— корпоративные. 
Иногда выделяются так же эстетические нормы, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические. 
Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности. 
Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (т. е. поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством. 
Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает. 
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц. 
В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате. 
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). 
Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это прежде всего нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям — гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества. 
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями. 
Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей. 
Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур. Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием «грех». 
Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем. 
Обычай — социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы. 
Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай как правило поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай — это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией. 
Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к его соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью. 
К сфере обычаев относится и такое явление, как традиции. Их возникновение не обязательно связано с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации. 
Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами. 
Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он представляет собой механизм саморегулирования группы, действующей как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная, самоорганизующая и саморегулирующая структура. 
Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным: 
Правовые нормы в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения. 
Нормы права - это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются. Нормы права различны по способам воздействия на людей (запрет, обязывание, дозволение), они четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения и могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах — нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста. Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства. Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно 
Политические нормы — это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти. 
Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества. Они различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов. 
Формы политических норм различны. Они выражаются в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров. 
Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянным функционированием политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур. 
Корпоративные нормы — это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах. 
Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации, принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику; выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка. 
Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций. Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности. Каждый член организации должен принять эти правила и быть в согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя. 
Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета. 
Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила. 
Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Они определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается социальное состояние, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальное предписание регулирует отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Для того чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ. 
Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний. 
Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами». 
Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов. 
Закономерность существования и развития нормативно-регулятивной системы: 
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения. 
2) в процессе развития нормативно-регулятивной системы в обществе возрастает удельный вес социальных форм. Возникает потребность выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих наряду с конкретизацией границ свободы человека как автономной личности возрастает нормативность, и в связи с этим абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе, относится к общественному сознанию. 
3) тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов; 
4) по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования в свою очередь выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы. 
Инфраструктура — это не просто разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура — это организационный «базис», «или «скелет», особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования. 
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура — это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. 
Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующее взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое существующее бытие нормативно-регулятивной системы. 
Появление нормативного регулирования — один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — устойчивость общественной жизни. 
Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становятся орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. С точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества, —  заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое содержание индивидуальным. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека, приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренной детализации, ведет не столько к единообразию социального регулирования общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий в многократно налагающихся друг на друга социальных нормах и как следствие — к правовому нигилизму и социальной дезориентации человека. 
Немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, регулирующих поведение конкретного человека. Современный механизм накопления информации о различных социальных нормах не справляется с огромным количеством этих норм, поэтому формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства. Поэтому особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивного. В советский период это проявилось в функционировании правовой системы на основе решений съездов КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых актов. 
В европейском праве существуют акты особого вида — директивы (издаваемые институтами Европейского союза и содержащие цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющие национальным властям право самим определять, в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов). 
Существуют директивы двух разновидностей: 
— рамочные — образующие самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту, являющемуся актом общего характера, подлежащему применению во всех своих элементах всеми органами государств-членов Европейского союза); 
— обычные — содержат, как правило, более детальную регламентацию, принимаются на основе и во исполнение регламента. 
Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многим основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы суметь усвоить любое другое социальное правило. То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются в содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах. 
Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.

    1. Понятие нормы права, ее признаки. Виды правовых норм.

Норма права – это:

1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление, которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3) единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права  имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения  и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.

Юридическая норма — это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая  норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"