Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:57, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методы теории государства и права как науки.
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
Причины и формы возникновения государства и права.
Основные теории происхождения государства.
Типология государств: основные подходы.
Типы права: формационный и цивилизационный подход. Их достоинства и недостатки.
Основные теории правопонимания в мировой и отечественной юриспруденции: естественно-правовая, нормативистская, социологическая, психологическая, марксистская, историческая.
Понятие права и его признаки.
Право в объективном и субъективном смысле. Частное и публичное право.
Принципы права: понятие, виды

Файлы: 1 файл

ТГП(к экзамену).docx

— 290.94 Кб (Скачать файл)

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая  на определенном этапе общественного  развития и представляющая собой  центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм  мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности  действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические  и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в  разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных  человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия (Т.В. Кашанина).

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной  власти в различных исторических условиях имели свои специфические  особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных  народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая  форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства  во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и  эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми  оказались социально-экономические  структуры родового строя - земельная  община, коллективная собственность  и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру  данных задач. Первые государства, возникшие  на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали  сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому  пути шел процесс в Афинах и  Риме, где рабовладельческое государство  возникло в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы.

Афины - это пример классической формы возникновения  государства, поскольку государство  появилось непосредственно из классовых  противоположностей, развивающихся  внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Особенности создания Римского государства состояли в  том, что этот процесс был ускорен  борьбой плебеев с римской  родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения  покоренных территорий, но стояли вне  римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной  собственностью, плебеи должны были платить  налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и  распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной  силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев  в этой борьбе взорвала старую, родовую  организацию и воздвигла государственное  устройство, основанное на территориальном  делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием германскими  племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени  еще родовое устройство, не могли  с помощью своих организаций  управлять римскими провинциями, поскольку  для господства над ними родовая  организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат  принуждения и насилия. Верховный  военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское  имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные  органы.

Вместе с тем  важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые  другие государства возникли не как  феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной  собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак: во-первых, государство  существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации  политической власти); во-вторых, оно  возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность  в особом социальном управлении и  особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой  системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.

Сегодня в мире насчитывается  около двухсот государств. Однако процесс возникновения новых  государств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамках Европейского Союза). Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают определенные усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др.

Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

4. Основные теории происхождения государства

Человечество с  давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем  множество теорий происхождения  и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные  исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений  и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории  развития государственности, а также  к типологии государств, можно  выделить несколько подходов к этому  вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному  подходу после смены экономической  формации происходит переход от одного исторического типа государства  к другому, более новому.

Формационный  подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"