Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и метод теории государства и права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 Принято различать правовые  и организационные формы осуществления  функций государства.

 К правовым (определенным Конституцией  РФ, федеральным законодательством) относятся:

1. Правотворческая, деятельность  по подготовке и изданию нормативных  актов, способствующих осуществлению  той или иной функции государства.

2. Правоприменительная, деятельность  по исполнению требований норм  права путем издания правоприменительных актов.

3. Правоохранительная, деятельность  по защите прав и свобод  человека и гражданина, по предупреждению  правонарушений и привлечению  к юридической ответственности  виновных лиц.

 К организационным формам  относятся:

1. оргнизационно - регламентирующая, текущая работа, например подготовка проектов нормативных актов.

2. организационно-хозяйственная, хозяйственная  работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями.

3. организационно-идеологическая, повседневная работа средств массовой информации по формированию общественного мнения, разъяснения издаваемых законов.

 Методы осуществления функций  государства: это способы и приемы, с помощью которых органы гос. реализуют его функции. Среди  подобных методов выделяют: убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.

20. Понятие и структура  механизма государства

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства” включаются также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы; г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

21. Понятие и классификация  органов государства.

Основным элементом механизма государства является орган государства.

   Орган государства - это  организация или единоличное  должностное лицо, составная часть  механизма государства, имеющая  в соответствии с законом собственную  структуру, строго определенные  властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни (по осуществлению определенных задач и функций государства) и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Признаки:

   1. Орган государства - это организация или единоличное лицо.

   2. Имеет в соответствии  с законом строго определенные  властные полномочия. Каждый орган  государства наделяется определенными  полномочиями или компетенцией (компетенция - возможность решать те или  иные государственные вопросы).

   3. Орган государства обладает  в соответствии с законом собственной  структурой и организационным  единством.

   4. Выполняет присущие только  ему задачи и функции (осуществляет  определенные задачи и функции  государства; в целом все задачи и функции государства осуществляются государственным механизмом; функции органа государства не совпадают с функциями государства, каждый орган выполняет либо часть какой-то функции государства, либо несколько функций государства сразу).

   5. Образован и действует на основе правовых актов.

   6. Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.

   7. Обладает определенной  самостоятельностью.

   В науке ТГП принято  классифицировать органы государства  по нескольким основаниям.

   1. По форме реализации  государственной деятельности (характеру выполняемых ими задач):

   - представительные (законодательные);

   - исполнительные;

   - судебные;

   - контрольно-надзорные (органы  прокуратуры, государственные инспекции);

   - силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы;

   - глава государства (президент, монарх).

   2. По источнику (способу) формирования:

   - первичные (избираются населением, народом);

   - производные (образуются первичными  органами).

   3. По сфере действия:

   - высшие (действуют в масштабах всего государства);

   - местные (действуют в масштабах  соответствующих административно-территориальных  единиц).

   В федеративном государстве (по территориальной сфере деятельности):

   - общефедеральные (или федеральные);

   - органы субъектов федерации;

   - органы местного самоуправления (местные органы).

   4. С учетом принципа разделения  властей:

   - органы государственной  власти (законодательные, исполнительные, судебные);

   - органы местного самоуправления.

   5. По характеру компетенции:

   - общей компетенции (правительство);

   - специальной компетенции (министерства и ведомства).

   6. По порядку осуществления  компетенции:

   - коллегиальные (парламент);

   - едино начальные (президент, председатель правительства).

   7. По срокам полномочий:

   - постоянные;

   - временные.

22. Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

  Вся полнота власти не может  принадлежать одному лицу или  органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

  Разделение власти по горизонтали  проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.

  Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных государствах между центральной и местной, а в федеративных — между федеральной властью и властью субъектов федерации.

2. Принцип законности [этот принцип  и нижеследующие см. в учебнике]

3. Принцип демократизма

4. Принцип гласности

5. Принцип централизма

6. Принцип гуманизма

7. Принцип национального равноправия

23. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

 

 

 

 

 

 

 

24 . Понятие «форма государства»  и его структура.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория “сущность государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.  
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Как политическая структура, государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства .

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:

законодательная власть , которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия, например, в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в Украине - Верховная Рада);

исполнительная власть , обеспечивающая исполнение законов и осуществляет повседневное управление государством;

судебная власть , призванная осуществить правосудие и разрешение юридических споров (в Украине до сих органов относится конституционный, арбитражный и другие суды).

В системе управления можно выделить также институт главы государства (институт президентства или институт монархии), контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль за выполнением норм права и привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные органы контроля), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.

25. Форма правления: понятие  и виды.

Формы государственного правления . Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения, компетенции между ними . Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии .Монархия (греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для пятидесяти государств, из которых двенадцать - европейские. Современные формы монархии различаются по такой разновидностью, а именно: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и отстраняет правительство, руководит высшим судом.

Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:

  власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична, например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решения кабинета министров должны иметь королевский подпись, но при этом сами монархи не пользовались правом вето с 1710 года и не собираются использовать его в будущем;

  правительство формируется парламентом  из представителей определенных  партий, получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

  лидер партии, обладающей наибольшим  числом депутатских мест, становится во главе правительства (премьер-министр наиболее значительное лицо в политической жизни);

  правительство отвечает перед  парламентом а не перед монархом.

В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широкие в сфере исполнительной власти, парламент, напротив, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию или республику.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"