Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

1. Возникновение древнерусского  государства. Норманнская теория  и ее критика.

К середине IXв. северные восточные  славяне (словене ильменские), видимо, находились в даннической зависимости  от варягов (норманнов). Южные восточные  славяне (поляне и пр.), в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно-угоры выгнали варягов из Новгорода. Вскоре здесь началась анархия, постоянные междоусобицы. В итоге победила компрадорская партия, которая позвала обратно варягов. В 862 в Новгород прибыл княжить варяг Рюрик. Как сообщают некоторые источники, Рюрик происходил из варяжского племени русь. Ходят споры, существовали ли братья Рюрика Синеус и Трувор, якобы вокняжившиеся соответственно в Белоозере и Изборске. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было вскоре подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех протогосударственных образованиях в IXв. на территории Киевской Руси: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань?).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика. После его смерти вокняживается  сам Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает  поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) - это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

Норманнисты считают, что  государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же государственности на Руси складываются в силу объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую Академию Наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также признание наличия предпосылок государственности в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория была "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.

2. Древнерусское государство  – раннефеодальная монархия. (Механизм древнерусского государства)

По  форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе  государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования  Древнерусского государства заключались  в организации вооруженных сил, командовании ими, сборе дани и налаживании внешней торговли.

Взаимоотношения с другими князьями строились  на основе крестных грамот, в которых  определялись права и обязанности  великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т.п.).

Великокняжеский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства  — старшему в роду, а затем  «отчины» — сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играло народное собрание — вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община —  вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Судебные  функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти.

Вооруженные силы включали дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство.

Устанавливается порядок сбора десятины в доход  церкви. Ей предоставлялось право  на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым  категориям дел и др.

3. Правовая система (источники права и судебные органы) Киевской Руси.

Правовая система К.Руси представляла собой совокупность источников права:

1). Обычное  право. На раннем этапе развития  Древнерусского государства действовали  нормы обычного права, т. е.  обычаи.

2). Судебные прецеденты, которые появились после возникновения государства и системы судов.

3) Нормативно-правовые  акты:

3.1. Наиболее  ранние письменные источники  русского права — это договоры  Руси с Византией. Договоры  Руси с Византией обычно составлялись  в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

3.2. К числу древнейших источников  права относятся также церковные  уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).

Эти документы определяют положение  церкви в государстве, устанавливают  юрисдикцию церковных органов и  судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

3.3. Основным правовым документом  Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015  г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120 —1130 гг.).

Система судебных органов включала в себя:

  1. систему государственных судов. Особенность феодализма – неотделимость суда от администрации.
  2. частно-владельческий суд – суды феодала над зависимым населением (гражданские споры и дела о нетяжких уголовных преступлениях).
  3. церковные суды, после принятия христианства ( 1 – дело о нетяжких преступлениях, совершенных людьми церковными; 2 – греховные дела – о нарушении церковных правил светскими и церковными людьми)
  4. суд крестьянской общины над своими членами.

4. Правовое положение  населения по «Русской Правде».

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности  которых четко определены законом  как неравные по отношению друг к  другу и к государству, т.е. каждое сословие имело свой юридический статус.

Рабство Руси получило распространение как общественный уклад. Источником рабства был, прежде всего, плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды). Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за "наготу". Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 - 6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние. 

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны  и т. д. Феодалы осуществляли гражданское  управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Обязанности крестьянского населения  по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т. д.

5. Гражданское право  по «Русской Правде».

Право собственности

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью. Труднее обстоит дело с земельной собственностью, поскольку имеется лишь ограниченный круг статей, которые устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной бортной межи и за уничтожение межевого знака, сделанного на дереве.

Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственник имел право на возврат своего имущества из незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причинённую “обиду”, назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед “сводом из 12 человек”. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объектом полного господства собственника: при спорах о её возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Защита движимой собственности, если это не было связано с уголовным преступлением, не носила сословного характера - каждый вправе равнозначно определять её судьбу.

Обязательственное право 

Характерной чертой обязательственного права периода развития феодальных отношений является то, что лица, не исполнившие обязательств, превращаются в холопов. Что касается способов заключения обязательств, то они, как правило, заключались устно, причем употреблялись различные формы – литки, магарыч, рукобитье, связывание рук и. т. д.

Договор мены является древнейшим из договоров. Он предшествовал договору купли-продажи.  
Договор купли-продажи. Статьи Русская Правда главным образом касаются купли-продажи холопов. Для признания договора действительным необходимо присутствие самого холопа и послухов.

Что касается купли-продажи земли, городской усадьбы, дома – то для  признания такого рода договоров  были необходимы особые бумаги – купчие. В такой купчей указывались покупатель и продавец земли, цена покупаемой земли, а затем давался «обвод» участка, т.е. указывались границы.

Договор займа. Долговое обязательство  должно быть оформлено при послухах, при объявлении властям и должно фиксироваться письменно. Установление размера процентов по займам является обычно предметом особого внимания в княжеских законодательствах раннего феодализма. Проценты различались: месячные, третные, годовые.

Договор поклажи. Хранение считалось просто дружеской услугой, за не было принято платить особое вознаграждение, для совершения договора не требовалось присутствие послухов.

Договор имущественного и личного  найма. Весьма мало материала мы имеем  и в отношении договора личного  найма. Древнейшая Правда говорит лишь о плате мостнику за починку моста и лекарю за лечение раны. Но уже в более позднее время – к концу XII или началу XIII в. – возникает название для наемного рабочего, а именно, наймит. Но положение наймитов приближалось к положению зависимых людей, особенно, наймитов, работавших на земле. Наем был формой эксплуатации, которая быстро перерастала в феодальную.

Наследственное право.

Основным источником для уяснения норм наследственного права в  Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Наследование по завещанию. Существования завещания – спорный вопрос. 
Наследование по закону.

Наследование супругов. Русская  Правда ничего не говорит о наследовании мужей, но наследованию жен она посвящает четыре статьи. По прямому смыслу статьи 84(93) смертью отца не открывалось наследства для детей в его имуществе. Это имущество оставалось в управлении жены, которая после мужа не наследовала. Она только получала из имущества мужа «часть». Было установлено, что эта «часть» не есть часть наследства, а выдел из имущества известных средств, для специальной цели, т.е. наделение вдовы, дочери, вклад на помин души, размер которых не определялся в Русской Правде, а устанавливался соразмерно оставленному имуществу и обстановке.  
Выморочное имущество. Выморочное имущество после смерда, не оставившего сыновей, шло князю. По Уставу князя Ярослава, выморочное имущество церковных людей шло епископу.

6. Процесс и уголовное право по «Русской Правде».

Русская Правда под преступлением  понимала обиду, т.е. причинение морального или материального ущерба определенному  лицу или группе лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"