Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка

Описание работы

1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.

Файлы: 1 файл

De cuong Ls Nga.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

 

  1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного  процесса разложения родоплеменного строя  и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными Анной Иоанновной работать в Петербургскую Академию наук. Во времена бироновщины отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, поэтому в Петербурге родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне.

Основные  тезисы норманской теории сводились к тому, что: 1. приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 2. варяги есть ни кто иные, как скандинавы; 3. понятия "варяги" и "Русь" - тождественны. Следовательно в образовании древнерусского государства главную роль сыграли варяги (норманны). Подобные выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

Первым критиком норманнской теории был М. В. Ломоносов, который на основе собственного анализа  пришел к другим выводам:- Рюрик – славянин;- слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки.Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек – в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Таким образом, в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки. Помимо Ломоносова опровержение норманнской теории высказывают и другие российские историки, в том числе и С. М. Соловьев: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде». Итак, можно сказать о том, что норманская теория потерпела поражение под натиском российских ученых.

 

  1. Механизм Древнерусского государства.

Древнерусское государство сложилось в форме  раннефеодальной монархии, во главе  которой стоял киевский великий  князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин, юридически не оформленный, но имевший  серьезное влияние на монарха. В  этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины  — княжи мужи.Во главе Древнерусского государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Княжеская деятельность основывалась на статусе главы государства и вытекала из стоящих перед государством задач. Являясь организатором народного ополчения, князь был главой общего управления земли, охранителем внешней безопасности и внутреннего мира. Именно защита внешней и внутренней безопасности составляет суть и назначение княжеской власти. Киевские великие князья стояли во главе вооруженных сил, собирали полюдье, осуществляли законодательство. Они являлись высшей судебной инстанцией, осуществляли верховное управление, назначали наместников, руководили внешними отношениями. Князь занимался организацией военной силы, экипировкой оружия и конями, руководством военными действиями.В своей деятельности князья опирались на княжеский совет, куда входили и наиболее значительные государственные фигуры. Совет при князе, хотя и был юридически не оформлен, обладал теми же функциями, что и сам князь, и имел серьезное влияние на монарха. Состав совета не был постоянным: в него могли входить местные князья, старшины городов, высшая дружина, церковные верхи. Различными были и формы его функционирования. Члены княжеского совета могли собираться в любое время и в любом месте, по мере того как у князя возникала необходимость обсуждения вопросов со своими могущественными вассалами. Решались вопросы законодательства, управления, финансов, внешней политики и т. д.Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с персонами, входящими в княжеский совет, но и с широким собранием городских жителей — вече. Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные люди могли принимать в нем участие. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенцию веча. Вече могло обсуждать и решать любой интересовавший его вопрос. Самым главным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, принятие, или изгнание князей, неугодных народу. Созывалось вече по мере необходимости: в случае военной угрозы, необходимости смены князя, выбора администрации и т. д. Местом собрания служили или княжеский двор, или площадь у соборного храма. Решения веча должны были быть единогласными.Венцом, всей политической надстройки, были, безусловно, вооруженные силы.

Дружина получала от князя содержание и жалованье  деньгами, съестными припасами и  другими предметами, которые она  собирала для него в виде дани. Кроме  того, уже в ранние времена дружинники стали получать земельные участки  и угодья и владеть селами. Именно из среды дружинников князья назначали  посадников, тысяцких и других должностных  лиц, которые объединяли в одном  лице заведование как военными и  гражданскими, так и судебными  делами.

 

  1. Правовая система (источники права и судебные органы) Киевской Руси.

Возникновение Древнерусского государства естественно  сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона. Совокупность этих норм, летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским". Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда.Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Правовой памятник принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы, были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Значение имели и Кормчие книги -византийские сборники церковно-гражданских постановлений.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших  на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Среди судебных органов Киевской Руси необходимо выделить, прежде всего, суд общины, как наиболее древний судебный орган. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общины. Но с укреплением государственности все большее количество дел подлежало княжеской юрисдикции. Изгнание из общины было включено в Русскую Правду, но теперь имущество приговоренных переходило к князю. Князь судил либо сам, либо через посадников и тиунов. Значительное количество дел проходило через церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее. К божьим судам относились поле, а также ордалии — испытания железом или водой. При испытании железом обвиняемому давали в руки раскаленное железо, которое он должен был пронести несколько шагов. Затем рука завязывалась, и если через определенное время следов ожога не оставалось, то обвиненного оправдывали, а если рана не заживала — обвиняли.

 

  1. Правовое положение населения по Русской Правде.

Особым правовым положением обладали князья. В привилегированном  правовом положении находились более  мелкие феодалы – бояре, их жизнь  защищалась двойной вирой (штраф  за убийство). Боярство выделилось из боевых соратников князя его старших  дружинников. В XI–XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и  закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система  отношений с князем; его характерными признаками становятся специализация  вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность  вассала. Боярство как особая социальная группа было призвано выполнять две  основные функции: участвовать в  боевых походах князя; участвовать  в управлении и судопроизводстве.Среди зависимых категорий населения по Русской Правде выделяются следующие группы:смерды (крестьяне) – лично свободные сельские труженики. Участвовали в военных походах как ополченцы. Обладали определенным имуществом, которое могли завещать только сыновьям. Закон защищал личность и имущество смерда;закупы (рядовичи) – лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество;рядовичи – по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами, их социально-правовой статус сходен с положением закупа;

изгои –  лица, находившиеся как бы вне социальных групп;холопы (челядины) – фактически рабы. В холопство попадали путем самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, женитьбы на рабыне, а также в результате совершения преступления. Холоп являлся объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества.

 

  1. Гражданское право по Русской Правде.

Право собственности. Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения права собственности. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения». В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди. Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения. Собственность оформляется в виде княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.

Обязательственное право. Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа землитребовала письменной формы. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. Существуют три вида займа:1) обычный заем; 2) заем, совершаемый между купцами; 3) заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

Брачно-семейное право. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. Моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Очевидно, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости, ничего не говоря о землях. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону. Наследование по завещанию по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. Правом наследования обладали исключительно члены семьи. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. Если же все сыновья оказывались «недобрыми», то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию. В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом только до смерти, после чего оно переходило к детям. Дочери же при сыновьях исключались от наследства. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"