Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права России".

Файлы: 1 файл

otvety_po_IGPR_vse_voprosy_gotovye_2_variant.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

Предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны, установлены правительством и оставаться без изменений.

Тем самым крестьяне будут прикреплены  к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.

Проект превратился в закон  в апреле 1842 г. сразу же был издан  циркуляр, в котором подчеркивалось, что права дворянства на крепостных остаются неприкосновенными и дворянство не потерпит ущерба, если в силу закона не пойдет на сделки с крестьянами. Подчеркивался сугубо добровольный характер освободительной акций. Закон не произвел сколько-нибудь существенных изменений в системе крепостничества.

Не были определены ни размеры обязательственного крестьянского надела, ни объемы обязательственных отработок крестьян в пользу помещика (положения закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали)

В 1827 г. был принят закон, установивший порядок, согласно которому помещичье  крестьяне, оставшиеся с земельным наделом, размеры которого были меньше 4,5 десятин, переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещиков при этом не требовалось.

В 1827 г. помещикам было запрещено  уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь.

Все эти акты имели целью ограничить власть дворян над крепостными, что  способствовало некоторому улучшению  правового положения крестьян.

В 1841 г. запрещало продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. В 1847 г. Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны население дворянских имений.

В 1847 г. принят закон, разрешавший крестьянам, проживавшим в имениях и продававшимся за долги, выкупаться на волю с землей.

В 1848 г. закон разрешал приобретать  недвижимую собственность. Однако это  осуществлялось с согласия помещика, при его отказе крестьяне не имели  права предъявлять иск.

Все эти изменения в законодательстве расширили права крестьян, и в то же время ограничили права помещиков над крепостными.

27.Госаппарат России в первой половине XIXв.

По форме правления Россия в  первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего  из членов Государственного совета. В  состав Совета входили назначаемые  императором высшие государственные  чиновники и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Государственный совет состоял  из пяти департаментов: законов, дел  военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г.

Со второй четверти XIX в. законопроекты  стали разрабатываться в царской канцелярии.

Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. началась министерской реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.

Министры и товарищи министров(помощники) назначались императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.

С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных  административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

28.Систематизация русского законодательства М.М. Сперанским.

Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства составившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным  сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе  с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и  провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым  и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма.

Так было и с последней, десятой  комиссией. «Когда главный исполнитель  работ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил  начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел  собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму  этапу работы – созданию Свода законов Российской империи.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу  систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать  старые нормы, но и развивать право. Однако идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. 
Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в 
Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало  более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Такая  громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось  преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. 
Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой 
Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

29. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845г.

15 августа 1845 года  указом  императора  Николая  I  было  утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, введенное в действие.

По существу это был  первый  уголовный  кодекс  России, поскольку предшествующие нормы многих отраслей права.

Артикул  воинский  Петра  I  представлял  собой кодекс военно-уголовного права. В связи с этим Уложение  о  наказаниях  1845 года с полным основанием можно считать  первым  кодифицированным  источником российского   уголовного   права

Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из 2224 статей. Его структура такова:  12  разделов,  распадающихся  на  главы, некоторые главы – на отделения, отделения  –  на  отделы.  Достаточно  четко прослеживалось деление закона на общую  и  особенную  части

Первый   раздел   Уложения   «О преступлениях, проступках  и  наказаниях  вообще»  представлял собой общую часть уголовного кодекса. Он состоял  из  5  глав,  первая  из  которых  («О существе преступлений и проступков и о степенях вины»)  включают  институты, относящиеся к учению о преступлении. Последующие три главы («О  наказаниях», «О  определении  наказаний  по  преступлениям»,  «О   смягчении   и   отмене наказаний»)  содержали  институты  учения  о  наказании.  Глава  пятая   («О пространстве  действия  постановлений  сего  уложения»)  включала  нормы   о действии уголовного  закона  в  пространстве.  «Из  всех  разделов  Уложения первый –  юридически  наиболее  совершенный  и  современный  для  той  эпохи (многие  его положения характерны  для буржуазного   уголовного   права).

Исключение составляла система  наказаний, типичная для феодального  права,  - откровенно сословная,  прямо закрепляющая правовое неравенство».

30.Отмена крепостного права в России

1. Среди причин проведения буржуазных  реформ, главной из которых была крестьянская реформа, можно отметить следующие.

*во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения;

* крепостное право сдерживало  дальнейшее развитие экономики  и промышленности;

* социальные противоречия вели  к усилению крестьянского движения;

* поражение России в Крымской войне, показавшее всю глубину отставания России от буржуазной Европы, нанесло еще один удар по феодально-крепостническому строю.

2. Подготовка крестьянской реформы  началась в 1857 г. По указанию  императора Александра II был образован  Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам.

3. 19 февраля 1861 г. император Александр  II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе земли, Положения о местных учреждениях по крестьянским делам, четыре местных Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян — в общей сложности 18 актов.

Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.

4. Крестьяне получили личную  свободу и наделялись землей в личное пользование. Размер земельного надела устанавливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).

Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне  платили ему оброк и несли  барщину.При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Выкупая усадьбу или землю, крестьяне  пользовались казенной ссудой. 20—25% выкупной суммы вносили сами крестьяне, а 75—80% суммы выплачивало государство. Сумма, полученная помещиком из царской казны, ложилась на крестьян в виде казенного долга, который погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне выходили из состояния временнообязанных.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"