Юридическая техника. Систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:30, доклад

Описание работы

Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и приемами позволяет создать качественный акт.
Существуют многочисленные научные труды, посвященные юридической технике. Здесь же уместно привести лишь самые общие соображения на этот счет.

Файлы: 1 файл

Юридическая техника.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к  подготовке, формулированию и опубликованию  законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и  приемами позволяет создать качественный акт.

Существуют многочисленные научные  труды, посвященные юридической  технике. Здесь же уместно привести лишь самые общие соображения  на этот счет.

Прежде всего, юридическая техника  – это, по существу, деловые обыкновения, сложившиеся в разных странах  в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном  нормативном акте, но могут действовать  и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный  способ «делать» законы. По крайней  мере, мечтой многих ученых-юристов  является принятие специального нормативно-правового  акта о нормативно-правовых актах  – как и кто их должен готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие  подзаконными актами и т.п. Но пока в  этой области действуют деловые  обыкновения и рекомендации, в  частности по подготовке ведомственных  актов, доктринальные положения.

Юридическая техника охватывает вопросы  построения актов (преамбулы, разделы, главы, статьи), определение терминов, использование формулировок (четкость, однозначность, грамотность и т.д.).

Но юридическая техника –  это не только приемы подготовки нормативно-правовых актов (логические, грамматические, структурные  и т.п.). Это еще и оценка акта с позиции выражения социального  заказа, отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.

Например, нельзя писать, что закон  распространяется на «граждан (физических лиц)», т.к. здесь допускается логическая ошибка: физическое лицо – это не только гражданин; нельзя в одном  законе писать, что кандидат в депутаты на период избирательной кампании должен уйти с государственной должности (взять отпуск), а в другом –  что он может это сделать по своему усмотрению. Увы, не счесть числа в законах противоречий, ошибок, недоразумений. Но таково реальное правотворчество – и теория права всячески стремится описать, объяснить как состояние правовой системы, так и пути ее совершенствования. Одним из таких путей является «вооружение» законодателей могучей юридической техникой.

Юридическому языку также уделяется  большое внимание в теоретико-правовых размышлениях. Действительно, сформировался  на протяжении веков специализированный понятийный аппарат права, используемый для обеспечения точности, однозначности, понимания юридических текстов.

Это – не литературный язык. Там, где  литератор для образности, красочности, эмоционального воздействия использует множество определений, там юрист  обойдется одним, но четко определенным термином, понятием. Юридический язык требует однозначности используемых в конкретном акте грамматических форм, смыслового однообразия. Необходимо подчеркнуть, что юридический язык динамичен, обогащается порой за счет иностранных терминов, как правило, на этапах социальных, экономических реформ. Так, в настоящее время в российскую правовую систему с учетом экономических реформ на современном этапе входят совершенно новые юридические понятия: договоры «франчайзинг», факторинга, агентирования, селенга, понятие «траст», термины брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьютеры и ряд других. Происходит усложнение договорных отношений как объективный процесс становления рыночной экономики, и он также требует глубокого выражения в юридических понятиях, их уяснения.

Для юридического языка характерным  является законодательное закрепление  смыслового значения того или иного  понятия. Юридическое лицо, лишение  свободы, кредитор и т.п. – все  это четкие, определенные законом  понятия, которые и даются в нормативно-правовых актах.

Зачастую юридическая наука  использует термины, понятия, почерпнутые  из других областей знания, модифицирует их. Впоследствии они приобретают  строгое юридическое значение, подчас меняя даже свое первоначальное значение. В юридическом языке многих стран  присутствуют иностранные термины, главным образом почерпнутые  из латыни.

Юридический язык – это государственный  язык, и там, где это определено, составление законов идет на государственном  языке. Вместе с тем в федеральном  государстве субъекты Федерации  вправе устанавливать и свои государственные  языки.

Проблем в этой области немало. Порой борьба за установление государственного языка – это одно из направлений  укрепления государственной власти или, наоборот, знамя сепаратизма, национально-освободительного движения. В демократических странах  обеспечивается сохранение родного  языка национальным меньшинствам, создание условий для его изучения и  развития.

Теория права различает государственный  язык, определяемый, как правило, в  конституциях, и язык официального общения, делопроизводства. Эти языки, особенно в федеральном государстве, могут не совпадать. Иногда можно  встретить государственное двуязычие, которое формируется как компромисс между разными национальными  общинами в некоторых государствах.

Большой и отдельной темой является использование в правотворчестве  электронно-вычислительной техники. Ее использование для подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения, выдачи самостоятельно изучается в  рамках так называемой науки правовой информатики. Здесь действительно  появилось множество интересных правовых проблем и отпочкование правовой информатики от теории права, кажется, становится полезным и объективным процессом – чего стоит только одна проблематика машинных документов, подписи на магнитных носителях. Наконец, систематизация.

Он отражает тот признак права  в целом, который мы обозначили как  систематичность, те черты права, которые  мы рассмотрели в главе «Система и структура права».

Систематизация – это юридическая  деятельность по приведению и систему  уже принятых нормативно - правовых актов, форма упорядочения по определенным критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов, возможность использовать для  практических нужд систематизированные  акты, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.п. Главное  – на этой основе появляется возможность  качественно совершенствовать законодательство.

Таким образом, систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а  с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще  одно назначение систематизации. Это  еще и средство расчистки накопившихся массивов нормативно-правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы  конюшни.

Такую титаническую работу провели  в XIX веке Сперанский и его помощники  над российским законодательством. В результате Россия получила Свод законов, позволивший подготовить  и провести в 60-х годах XIX века судебную и иные реформы. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.

И наоборот, переход уже в XX веке к тоталитарным формам правления  и произвола в СССР оказался возможным  при отказе от работ по систематизации законов. Работу над Сводом законов  СССР в конце 20-х годов, как выразился  Сталин, «отложили в сторону».

Теория права выделяет несколько  форм систематизации законодательства – инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по предметному или хронологическому критерию. Это внешняя обработка законодательства без изменения его содержания. Главное назначение инкорпорации — упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов. 
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. 
Официальная инкорпорация — упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. 
В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это — Ведомости Верх. Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. 
Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

        Консолидация – объединение в новый акт ряда законодательных актов, посвященных одному и тому же предмету регулирования, Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года объединил в один новый акт 48 ранее принятых актов по вопросу служебных командировок.

Инкорпорация может иметь результатом  создание Свода законов, Собрания действующего законодательства, Хронологическое  собрание законов и т.п. В связи  с этим консолидация может рассматриваться  и как особый прием, используемый правотворческим органом при  совершенствовании действующего законодательства.

       Особый вид  систематизации являет собой кодификация – принятие кодексов в виде сборника правовых норм, объединенных предметом, методом регулирования: Уголовный, Гражданский кодексы, иные кодексы.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов  и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной  основой комплексного подразделения  системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного  по предметному, функциональному или  целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

  • основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
  • кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
  • устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

 Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это — систематизация в процессе правотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства. 
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно. 
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. 
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки. 
В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение, дополнение и т.д. Кодификация – это официально установленная переработка правового материала. Ее формами могут быть не только кодексы, но и уставы. Традиция кодификации ведет свое начало с Кодекса Юстиниана (VI век н.э.), в который было кодифицировано римское право – великое юридическое достижение человечества.

    Вывод: Систематизация  законодательства очень важна  для правильного использования  и нахождения нормативно-правовых актов. В последнее время довольно широко используются правовые информационные системы, избавляющие от необходимости долгого поиска нужной информации в огромном правовом массиве.


Информация о работе Юридическая техника. Систематизация