Технико-юридические нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:40, научная работа

Описание работы

Технические нормы всегда рассматривались вне системы правового регулирования ввиду необычности субъектов и объектов соответствующих отношений. Содержание технических норм определяется, объективными данными, независимо от субъективного отношения к ним. От человека зависит только выбор целей, а технические нормы служат правилами их достижения.

Файлы: 1 файл

Технико-юридические нормы.docx

— 19.50 Кб (Скачать файл)

Технические нормы всегда рассматривались вне системы  правового регулирования ввиду  необычности субъектов и объектов соответствующих отношений. Содержание технических норм определяется,  объективными данными, независимо от субъективного  отношения к ним. От человека зависит  только выбор целей, а технические  нормы служат правилами их достижения.

В наше время необходимо коренным образом изменить взгляд на техническое регулирование и  свойственные ему правила. Этого  требует усиленная технизация, электронизация и информатизация многих сторон общественной жизни и закономерности глобализации, включая правовую сферу. Опасности, связанные с техногенными и природными катастрофами, служат дополнительными аргументами. Признание роли технико-юридических норм и включение их в систему права позволит лучше понять и использовать такой эффективный регулятор социально-экономических процессов. Можно предвидеть, что удельный вес таких норм будет возрастать не столько за счет количественных, сколько качественных изменений. К примеру, в перечне приоритетных научных направлений — развитие нанотехнологии как процесса построения новых объектов и материалов с помощью манипуляций с отдельными атомами. Уже ведется работа по созданию одобренного мировым сообществом строгого свода правил о применении нового знания.

Технико-юридические предписания  имеют ярко выраженный публичный  характер и обращены к неопределенному  кругу лиц. Регулируя конкретные операции с материальными объектами, они формируют правоотношения с  одним «обязанным» субъектом  и рассматривают их социальные последствия  — положительные и отрицательные.

Нормы различаются по своему содержанию. Одни из них — технологические - адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, другие — производственные и строительные — адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций — квоты, объемы, статьи, отчетность и т.п., четвертые содержат нормативы (ориентиры и пределы) действий.

Законодательство устанавливает  особый юридический режим введения и применения технико-юридических  норм. Речь идет:

а) о нормативных основаниях принятия таких норм, содержащихся в законах и подзаконных актах;

б) о разных видах технико-юридических  норм, которые должны быть введены  в действие;

в) об обязанностях органов  исполнительной власти принять определенные виды технико-юридических норм;

г) о поручении принимать  меры технического регулирования;

д) об обязательности введения таких норм, как условия возникновения правоотношений, и запрете юридических действий без их принятия;

е) об обязательном характере  соблюдения технико-юридических норм;

ж) об ответственности за соблюдение технико-юридических норм.

Как и традиционные нормы  права, технико-юридические нормы  защищены законом. В Трудовом кодексе  РФ закреплены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий  и охраны труда.( проверка знаний работниками инструкций, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере) Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, предполагает оценку выполнения им производственно-технических требований. Ведь при заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами, имеющими отношение к его трудовой функции.

Средством обеспечения технико-юридических  норм являются и статьи Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность  за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 27), за производство и сбыт немаркированных  товаров и продукции (ст. 171.1), нарушения  правил изготовления и использования  государственных пробирных клейм (ст. 181), сдачи государству драгоценных  металлов и камней (ст. 192). Введена  уголовная ответственность за нарушения  правил охраны окружающей среды при  производстве работ (ст. 240) и другие экологические преступления.

Легальные основания  создания технических норм

Шагом вперед в развитии технического регулирования стал Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 1840-ФЗ «О техническом регулировании», который придал технико-юридическим нормам статус законодательных норм, способствуя тем самым формированию их мощного комплекса.

В нем была дано определение  технического регулирования как правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В настоящее время в РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукция, процессов производства и др.

Для обеспечения целостности всего блока технического регулирования, технические регламенты, международные стандарты, документы и правила стандартизации, нормы стандартизации составляют Федеральный информационный, фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок его создания и ведения устанавливается Правительством РФ.

Много технико-юридических  норм содержится в актах, утверждаемых Правительством РФ. Преимущественно  это предписания, имеющие важное значение и касающиеся огромного  крута физических и юридических лиц. Таковы, например, правила оказания услуг связи.

Наибольший объем технико-юридических  документов принимается федеральными исполнительными органами власти, что  вытекает из их управленческой и регулятивной функции. Такие документы чаще всего  узкоспециализированные и состоят  из предписаний о совершении конкретных операций.

На развитие всего комплекса  технико-юридических норм все сильнее  влияют международно-технические акты и нормы. На предприятиях России активно  внедряется международная система  качества ХАССП, которая введена  в качестве ГОСТа. Международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, при этом технический регламент может быть принят международным договором. В стране широко внедряется система международной бухгалтерской отчетности.

Налицо тенденция согласованности  и унификации национальных и международных  технико-юридических норм . Вопрос заключается в степени реальной готовности к введению подобных систем международно-технических норм как на предприятиях, так и в отраслях. Этого требует вступление страны в ВТО.

 

Как видим, сейчас действует огромное количество технико-юридических норм. Потребность в их высоком качестве и эффективном использовании становится все более острой. Что же нужно сделать для ее удовлетворения? Тут не обойтись «чисткой» в этом массиве, сокращением одних норм, формированием других. Требуется системный подход.

Необходимо техническое регулирование признать специальной разновидностью правового регулирования, а технико-юридические нормы — одним из источников права.

Нужны исследования в данной области, которые позволят установить типичные черты технико-юридических  норм. Это — подчиненность нормам закона в качестве средства их специализированного  юридического обеспечения. Это —  формирование массива норм по предметно-отраслевому  признаку и главным образом в  рамках административного права  и других отраслей права, где их пока не замечают.

В то же время обнаруживаются трудности в создании и применении технико-юридических документов. Во-первых, существуют разнобой и путаница в их наименованиях (требования, правила, нормы); во-вторых, нет строгой системы и иерархии их документов между собой; в-третьих, мешает отсутствие согласованности между субъектами, уполномоченными их разрабатывать, утверждать и применять. В-четвертых, весьма низок уровень реального исполнения технико-юридических предписаний. А отсюда вытекает множество неприятных последствий: игнорирование государственной экологической экспертизы, нарушения порядка согласования и утверждения проектной документации, отступления от технологических правил в договорах, подделки и выпуск контрафактной продукции.

Особенно часто нарушенют экономические субъекты, которые в погоне за прибылью часто игнорируют технико-юридические предписания, Более того, при создании бизнес-структур и регистрации уставов, лицензировании и т.п. степень их признания и использования остается вне поля зрения госорганов. Да и коррупция легко ломает такие полезные административные процедуры.

Деятельность исполнительных и муниципальных органов в  данной сфере как в процессе организации  подготовки, анализа и экспертизы документов, так и контроля, надзора  остается малоэффективной.

К сожалению, госслужащие  и работники организаций и  учреждений слабо знают технико-юридические  документы, относящиеся к сфере  их деятельности. Госслужащие в рамках новых должностных регламентов  должны иметь четкое представление  о специальных технико-юридических  регуляторах. Напомним, что в «Квалификационном  справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих»  содержится такое требование, как  знание нормативных документов и  методических материалов, относящихся  к их деятельности. На практике это  требование не соблюдается. Еще хуже положение с контингентом рабочих  массовых специальностей, поскольку развал системы ПТУ привел к их удручающей деквалификации, Необходимо принятие срочных мер для исправления создавшейся ситуации.

Таким образом, признание  и упорядочение технико-юридического регулирования частью правового  регулирования послужит эффективности  права в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технико-юридические нормы