Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

Файлы: 1 файл

Pechat_Kursovaya.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

 

__________

[1] Теория государства и права Венгеров А.Б Учебник 2000 3-е изд.стр.89-90

1.2Классификации  функций государства.

Классификация функций государства  имеет своей непосредственной целью  создание условий для их более  глубокого и разностороннего  изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию  основных направлений деятельности функций государства не вообще, а  дифференцирование, применительно  к их отдельным видам, группам  или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической  науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие  критерии классификации функций  государства, а именно:[1]

1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);

К внутренним функциям современного российского государства в литературе относят следующие:[2]

- функцию обеспечения  народовластия;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- функцию налогообложения  и финансового контроля;

- экологическую функцию;

- функцию охраны прав  и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

К внешним функциям:

- функцию интеграции в  мировую экономику;

- обороны страны;

- поддержки мирового правопорядка;

- сотрудничества с другими  государствами в решении глобальных  проблем современности.

2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);

3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные);

4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);

5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);

6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);

7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);

8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они

 

_______

[1] Теория государства  и права: учеб. / А. В. Мелехин.  — М. : Маркет ДС, 2007. Стр.110-112

[2] Морозова Л.А. Функции государства на современном этапе//Государство и право  .1993№6

реализуются (федерации и  субъектов федерации или, как  в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);

9. В зависимости от обусловленности «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества — общесоциальные функции).

10. По причинам возникновения функции государства можно подразделить на: [1]

а) функции, вытекающие из классовых  противоречий (подавление сопротивления  эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

Это наиболее распространённые основания классификации, но существуют и иные.

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов», обосновывая  максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:[2]

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;

3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л. И. Спиридонова ,[3] существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

[1] Теория государства  и права: учеб. /   Алексеев  С.С., Архипов С.И. и др., 1998 стр132

[2] Исследование о природе  и причинах богатства народов  / Адам Смит – М: Эксмо, 2007.стр.252

[3] Теория государства и права. 1999. 159 с. Спиридонова Л.И. ТГП: Конспект курса. СПб., 1998стр. 63

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций, распространенной является их классификация  по важности в общественной жизни  — на основные и неосновные функции.

Такую классификацию предлагает профессор Байтин. [1] Надо отметить, что данная классификация является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль от том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и не основные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений — экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры. Но надо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.[2]

 

 

 

 

_______

[1] Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1

[2] Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. Стр110-112

 

1.3 Эволюция и социальное назначение  функций государства.

 «Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное – различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такою сложного социального института, как государство. Так, государство раннеклассового общества обеспечивало, а подчас и организовывало трудовую деятельность земледельцев-общинников, ремесленников, а также жизнедеятельность города-государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общественных фондов, охрана разных форм собственности. К функциональной деятельности государства относилась и защита населения, завоевательные походы, взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организация внутренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества: строительство храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, а также регламентация семейно-брачных отношений – это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового государства, его функциональной характеристикой.

С развитием, изменением раннеклассового  государства, переходом к другим типам государства («азиатского  способа производства», рабовладельческому, феодальному) одни функции утрачивают свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполняются новым содержанием, становятся основными. Например, основными  функциями у государства «азиатского  способа производства» становятся функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государственной  собственности при допущении  частной собственности, организации  земледельческих работ (выдача семенных ссуд, сбор и распределение урожаев, кадастровая оценка земельных угодий на всей подчас весьма обширной территории государства). На этом этапе государственности  у многих обществ основной функцией государства становится поддержание  социального расслоения общества, обеспечение  господства различных классов, социальных групп, кланов. Государство «азиатского  способа производства» охраняет господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляет строительство  грандиозных храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную судебную систему, поддерживает нормативно-правовую регламентацию, в экономике формирует  и обеспечивает главным образом  распределительные отношения.

Уникальные государства иного  типа, возникающие на рабовладельческой  основе, – государства Древней  Греции и Древнего Рима – наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и  обращение в рабство собственных  граждан. В этих государствах развиваются  не распределительные, а товарно-денежные отношения, включающие в экономический  оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем, опосредствующих рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений  лежит частная собственность, которая  становится особым предметом заботы и защиты государства.

В государствах Европы и Азии, опирающихся  на феодальный строй, функции государства  также изменяются: защита, поддержание  крепостнических отношений становятся важной деятельной стороной государства. В эти отношения, как известно, входит внеэкономическое прикрепление крестьян в земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных  отношений между сеньорами и  вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества и  т.п.

Наконец, многоплановое изменение  функций происходит при переходе обществ к капиталистическим  и социалистическим типам государственной  организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в экономической  области происходят переходы от невмешательства  государства в экономическую  жизнь (функция «ночного сторожа» –  первоначально у буржуазного  государства) до тотального регулирования  производства, распределения у социалистического  государства, а в социальной жизни  – от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного  государства).

Все это схематическое  изложение зависимости между  содержательными и формальными  характеристиками государства и  его функциями понадобилось для  того, чтобы показать, что исторический опыт действительно дает теории государства  основание утверждать: с эволюцией  государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства.

Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно «чутки» к глобальным изменениям основных характеристик государства. Иные же функции, как, впрочем, и основные в некоторых своих аспектах, подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.

Информация о работе Функции государства