Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

Файлы: 1 файл

Pechat_Kursovaya.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

В рамках Устава ООН для  всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:[1] а)Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. б)Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночно - экономическим законам, подчиняя себе новые страны и регионы. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового сотрудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения. в)Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ,Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. __________

[1] Теория государства  и права: учеб. / А. В. Мелехин.  — М. : Маркет ДС, 2007стр.109

Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий, и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. Происходит широкая интернализация культурных и научно-технических достижений. г) Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом продолжает ухудшаться и ставит под угрозу перспективу нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение природы«не признает» национальные границы и распространяется на всю окружающую среду, что требует координированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится как в рамках специализированных органов ООН, так и других межгосударственных организаций. 3.Ведение захватнических войн - направлена на присоединение новых территорий ,имеющих стратегическое значение, или богатых сырьевыми ресурсами. Сегодня захватнические войны потеряли традиционный характер. они ведутся одним государством - США, и внешне уже не направлены на присоединение новых территорий; их первоочередные цели -разгром вооруженных сил государства, разрушение экономической инфраструктуры, установление политического господства; но стратегические цели остались неизменными - получение экономических, политических, военных и прочих «дивидендов»[1] 4. Функция интеграции в мировую экономику[2] Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало  возможным  с ослаблением напряженности между государствами и  перехода России к рыночным отношениям.   Эта   функция   основывается   на   признании    экономической взаимозависимости государств в современном мире. Проблема экономической  интеграции   играет  важную  роль  в  сохранении мирового порядка и установлении стабильных  отношений  между  государствами. Поэтому стремление  России  к  интеграции  в  мировую  экономику  привело  к созданию в нашей стране механизма внешнеэкономической деятельности .Однако отсутствие  в нашей стране  сложившейся рыночной  экономики в универсальном понимании (рынок капитала,  рынок рабочей силы  и   рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику.

 

 

___________

[1]Цыганов В.И.Теория государства  и права. Тезисы лекций.Н.Новгород.2005 стр.26

[2]Функции государства на современном этапе Морозова Л.А.//Государство и право.1993.№6.

 

 

5. Функция внешнеэкономического  партнерства  и  государственной  поддержки иностранных инвестиций [1] тесно  связана  с  функцией   интеграции  в  мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических  систем различных типов общества,  а  также ограничения торговли с нашей страной,  устанавливаемые  в  прошлом  странами

Запада  по  политическим  соображениям,  не  позволяет  наладить   отношения партнерства.  Переход  к  партнерству  во   внешнеэкономических   отношениях поставил перед Россией новые  проблемы  государственно-правового  характера.

Наиболее  важной  из  них  является  защита  собственности   и   иностранных инвестиций в России.

В области защиты права  собственности изданы  такие  важные  законы,  как Закон  о  собственности,   Патентный   закон,   Закон   о   предприятиях   и предпринимательской деятельности и др.

  В  настоящее   время   широкое   распространение   получили   совместные предприятия  с  иностранными  капиталовложениями,  которые  стали   основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

 

6.Функция  поддержки  мирового  порядка[2]   предполагает   деятельность   по сохранению мира,  предотвращению  войны,  разоружению,  ликвидации  ядерного оружия.  Обеспечению  мирового  правопорядка   способствует   сотрудничество нашего государства с другими государствами в  таких  сферах,  как  борьба  с организованной преступностью, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.    Функции поддержки мирового  порядка охватывают  и такую сферу,  как участие мирового сообщества в урегулировании международных  конфликтов.  Это обусловлено тем, что такого рода конфликты  сопровождаются  нарушением  прав человека,  особенно  в  отношении  национальных  меньшинств,   что   требует международного вмешательства. События в Югославии,  конфликт между  Арменией и Азербайджаном, военные действия в  Чечне  –  яркие  примеры  межэтнических конфликтов. Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах  сохранения и защиты окружающей среды.    Таким образом,  сотрудничество  России  с другими государствами   на международной  арене  обусловлено  взаимозависимостью  всех  стран  мира   и признанием  человеческих  ценностей  в   качестве   главных   ориентиров   в международном общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

__________

[1]Функции государства на современном этапе Морозова Л.А.//Государство и право.1993.№6.

[2] Функции государства на современном этапе Морозова Л.А.//Государство и право.1993.№6.

 

 

 

 

4.Формы и методы осуществления функций государства.

 Решая какую-либо задачу, государство прежде  всего   устанавливает  общий порядок  поведения участников  регулируемых  отношений,  т.е.  создает  нормы  права – общеобязательные,  формально   определенные  правила  поведения.  Эта форма осуществления функций  государства называется правотворческой, так же, как и деятельность  компетентных  органов государства по  подготовке   и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е.  являющихся их  источниками в юридическом смысле.  Особое  значение  при этом  имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента)  по  изданию законов,  т.е.  нормативно-правовых  актов,  обладающих  высшей  юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов. Затем осуществление функций государства   перемещается   в   область правоприменения,     реализуемого     в     оперативно-исполнительной      и правоохранительной нормах.

    Оперативно-исполнительная – это властная  деятельность   исполнительно-распорядительных   органов   государства,    связанная    с    рассмотрением повседневных вопросов государственного  управления  и  осуществляемая  путем принятия в  пределах  права,  правовых  документов,  имеющих  индивидуальный характер  и  содержащих  решения  по  конкретным   делам.   В   этой   форме упорядочиваются отношения между  различными  субъектами  права:  гражданами, органами,  государствами,  общественными  организациями  и  др.   При   этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической,  социальной и иных сферах жизни общества.    Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает  властную деятельность специально созданных государственных  органов  (органы внутренних  дел,  прокуратура,  суд,  арбитраж)  по  охране  норм  права  от нарушений   и   применению    предусмотренных    правовыми    нормами    мер государственного   воздействия   к   правонарушителям.   В   процессе   этой деятельности   принимаются   правоохранительные   акты   применения    права (приговоры и решения судов,  протесты  прокуроров  и др.),  служащие  цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности  в отношении нарушителей  велений государства.     В  этой  форме   наиболее   существенно   проявляется   государственное принуждение,  которое  применяется  к  тем,  кто  добровольно  не  выполняет требование правовых норм.    Помимо рассмотренных правовых  форм  осуществления функций государства выделяются  неправовые (организационные)  формы,  которые в   отличие   от правовых не влекут юридических последствий. Это, например,  подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации  при  разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.   По мнению большинства ученых наиболее   предпочтительным   для   государства   является добровольное  и  сознательное  соблюдение  участниками  регулируемых  правом общественных отношений, требований правовых норм и  индивидуальных  правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении  в  справедливости  и пользе государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость. Однако метод убеждения  может  основным  методом  осуществления  функций государства  только в том случае, если оно опирается на  широкую  социальную базу.  Это  происходит  тогда,  когда  политика  государства   соответствует интересам большинства общества и, кроме  того,  понятна  населению.  Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения  масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством,  и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.    Для некоторых   функций   характерно   сочетание   государственных   и общественных  начал.  Общественные  организации   и   объединения   помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных  групп,  имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их  в  управлении  делами общества. Следует указать, что в решении вопросов  о  функционировании  государства могут быть и новые направления. Поскольку функции  государства  не являются всегда застывшими и неизменными. В  зависимости  от  конкретно-исторических  условий  меняются  и  методы осуществления функций государства. Обратимся к правовой функции  государства и непосредственно к правоохранительной деятельности.  Правоохранительная деятельность  включает  в себя  принятие  мер   по предупреждению правонарушений, привлечению  к  юридической  ответственности,охране прав и свобод граждан и т.д. правовое регулирование   проявляется  не только в установлении прав и  обязанностей. Бытует мнение, что достаточно издать нормативный акт  и цель по  упорядочению  общественных отношений будет достигнута. Однако правовое  регулирование  предполагает  не только движение в одном направлении (от государства к субъектам  права),  но и  обратную  связь.  Поэтому  при  отсутствии  добровольной   (сознательной)  реализации  норм  права   возможно   применение    государственным   органом принуждения. В процессе саморегулирования  гражданами  своего  поведения  на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими  решений  стоит их собственный интерес. Если интерес оказывается  недостижимым,  то  решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в  случае  причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в  соответствующие  государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть прежде всего  юридическое воздействие.  Оно  дополняется  воздействием,  которое  охватывает   другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения.     К ним можно отнести:

   -ориентационное воздействие,  т.е. выработка  у  членов  общества  таких   направлений  в их поведении, которые не  идут в разряд с ходом   развития    общественной жизни;

   -привентивное  воздействие,  связанное   с   необходимостью   человека  воздерживаться  от  совершения  деяний,  причиняющих  вред  обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для  него  неблагоприятные последствия;

   -психологическое   воздействие,  которое,  с  одной   стороны,  подавляет  агрессивное  поведение личности, а с другой  –  дает  ей  уверенность   в защите ее интересов со  стороны государства.

Но следует отметить, что  кроме  правовых  форм  и   методов  реализации функций государства, в России существуют, к  сожалению,  антиправовые  формы осуществления функций государства. Например,  расстрел  мирной  демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы  перестройки  в  Риге  ОМОН  расправлялся  с демонстрантами. Применение  силы  остается  реальностью  в милицейской практике и  в  наше  время.  Это  говорит  о  нарушении  прав  человека,  и, следовательно, антиправовые  методы  должны  регулироваться  и  подвергаться контролю.   По этой причине  основные  принципы  применения  силы  и  огнестрельного оружия  должностными  лицами  по  поддержанию  правопорядка,  принятые  VIII Конгрессом   ООН   по   предупреждению   преступности    и    обращению    с правонарушителями, требуют  от  государств  –  членов  ООН  законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения  соответствующих правовых норм до сведения населения.

 Ю.П. Соловей в статье  «Правовое регулирование применения  милицией  силы»отмечает, что   «перестроечные  процессы  явственно   обнаружили  отмечавшуюся ранее   лишь   некоторыми    специалистами    несостоятельность    правового  регулирования применения милицией  силы и огнестрельного оружия. Причем  речь шла не только  о его формах, представленных  исключительно  ведомственными,  а не законодательными,  как  того требовала специфика   предмета  регулирования, актами.  Нуждается  само  содержание  такого   регулирования   в   серьезном пересмотре  из-за  его  противоречивости  и  двусмысленности,  а  потому   и работники милиции и  законопослушные  граждане  не  могли  чувствовать  себя достаточно защищенными»[1]

    Применением   силы  являются  и  принудительное  извлечение  из   салона автомобиля управляющего им водителя, имеющего  внешние  признаки  опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому  освидетельствованию,  взлом замка  квартиры,  когда  находящиеся  в  ней  отказываются   открыть   дверь милиции; физические усилия,  направленные  на  сдерживание,  оттеснение  или рассредоточение толпы в ходе поддержания порядка на митингах,  демонстрациях или в случае их незаконности, ликвидации подобных нарушений и т.п.   Критерии  применения  физической  силы  не  должны   носить   характера наказания,  пытки  или  издевательства,  и  российский   Закон  о   милиции, подразумевающий  это,  должен  был   бы  вобрать  в   себя  соответствующие международно-правовые  нормы  текстуально.  Так,  Б.А.  Золотухин  предлагая дополнить ст. 5  Закона  о  милиции  двумя  частями  следующего  содержания: «Сотруднику  милиции  запрещается  осуществлять,  подстрекать  или   терпимо относится  к  любому  представляющему  собой  жесткие,   бесчеловечные   или унижающие достоинство виды обращения и наказания.  К  запрещенным  настоящей статьей видам обращения и наказания не относятся боль и  страдание,  которые возникают в результате законных действий  милиции,  неотделимы  от  них  или вызываются ими случайно»[2]

Информация о работе Функции государства