Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Термин « функции государства » применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ……………….... 6
1.1 Экономические функции государства …………………...…………….. 8
1.2 Социальные функции …………………………………………………… 10
1.3 Функции развития научно - технического прогресса и культуры …… 11
1.4 Функция охраны и правопорядка ………………………………………. 13
1.5 Экологическая функция ………………………………………………… 17
1.6 Функция финансового контроля ……………………………………….. 19
ГЛАВА 2 . ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………….. 23
2.1 Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами .. 24
2.2 Функция обороны страны ………………………………………..……… 27
2.3 Функции по решению глобальных проблем …………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА_.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм культуры : литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств массовой информации, сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев, полиграфии. Эта духовная сфера общества - показатель его способности усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой весомый вклад, она является принципиально важной и для государства.

Развивая культуру и искусство, все их формы, государство  создает необходимые условия  для воспитания и образования, духовного  развития подрастающего поколения, приобщение его к мировой культуре. При получении надлежащей поддержки  со стороны государства творческая личность может свободно работать и  способствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и  мировой культуры Дмитриев, А.Ю. Общая  теория государства : учебник / А.Ю. Дмитриев. - М.: Москва, 1995. - С. 87 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 4 Функция охраны и правопорядка

Функция охраны правопорядка представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного  и полного осуществления его  законодательных предписаний всеми  участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный  индивид, а также само государство  и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего  общества.

Преступность является одной из самых больших опасностей для человечества, его демократического, экономического, социального, гуманитарного, экологического, научно-технического и международного развития.

Доминирующей криминологической  тенденцией текущего столетия был продолжающийся рост преступности в мире и его  отдельных странах, обгоняющий (по темпам) рост народонаселения с одновременным  отставанием социально-правового  контроля от растущей криминологии общественных отношений.

Формальное искоренение  отдельных видов и групп преступлений в той или иной стране происходит лишь путем декриминализации. Например, семьдесят лет мы ожесточенно  боролись со спекуляцией. К уголовной  ответственности было привлечено около  миллиона человек. А сейчас спекуляция считается одной из форм нормальной экономической деятельности. В истории  уголовного права любой страны только за последнее столетие можно найти  сотни таких примеров. 
Одним из приоритетов уголовной политики цивилизованных стран является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности от преступлений. Статистическим Комаров, С.А. Общая теория государства и права : учебник / С.А. Комаров. - М.: Просвещение, 1998. - С. 97 критерием такого приоритета может служить число граждан, защищенных от преступных посягательств, или число граждан, чьи интересы защищены в уголовном судопроизводстве. Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости.

В нашей стране одним  из звеньев правоохранительного  механизма государства являются органы прокуратуры, которая является специально правовым институтом, который  занимает особое положение в системе  органов власти.

Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », принятого 18 октября 1995 года, прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод, а также охраняемых законом интересов общества и государства. 
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в котором не только закреплен основополагающий принцип построения прокуратуры как единой федеральной, централизованной системы, не входящей ни в одну из ветвей власти и осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, но и значительно дополнены и конкретизированы ее задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прав и свобод человека выделен в отдельное направление. Ему посвящена специальная глава, в которой определены предмет надзора, полномочия прокурора в этой области, средства и формы прокурорского реагирования на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Эти нормы закона непосредственно вытекают из содержания ст. 2 Конституции РФ о том, что  права и свободы человека являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

 

Обязанностью государства  является обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан посредством  правосудия. Государственная защита прав и свобод граждан понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц. Таким образом, государство принимает на себя обязанность, которой соответствует право человека и гражданина требовать государственной защиты от посягательств на их правовые свободы. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - это институт конституционного права. Он представляет собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Государство должно создать такие условия, при которых  право на юридическую защиту должно устанавливаться компетентными  судебными и иными органами и  оно обязывается развивать возможности  судебной защиты. При этом надо иметь  в виду, что судебная защита представляет собой вид государственной и  правовой защиты, поскольку осуществляется судом как органом государственной  власти и при ее реализации суды руководствуются законом как  основной формой права. 
Защита свободы личности признается одной из главных функций судебной власти. В свою очередь, критерием самостоятельности и независимости судебной власти является ее способность обеспечить действительную безопасность личной свободы граждан, осуществлять эффективную судебную защиту их прав и свобод от посягательств различного рода.  
Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. 
Таким образом, защита прав и свобод граждан в настоящее время представляет непременную, специально выделенную функцию государства. Интересы государства и его граждан представляют органическое единства. Как обоснованно указывает Ю.И. Скуратов: « Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем общественные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан »

В этом единстве возложенных  на государство обязанностей, на мой  взгляд, и раскрывается содержание правоохранительной функции государства. В то же время для реализации продекламированных прав и свобод в полном объеме государство  должно быть экономически способно обеспечивать установленные им же стандарты Лазарев, В.В. Теория государства и права : учебник / В.В. Лазарев. - М.: Дрофа, 1998. - С. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Экологическая  функция

Экологическая функция - это сравнительно новое направление  в деятельности государства, необходимость  которого вызвана негативными последствиями  хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов  международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио - де - Жанейро, - или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация - является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Два из них (разрушение озонового слоя планеты и « парниковый эффект ») ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все  развитые демократические государства  принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международном  сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды играют ООН, а также Всемирная организация  здравоохранения, Международное агентство  по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.

Основные мероприятия  государства по реализации экологической  функции выражается в следующем.

Государство принимает  меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно - обоснованных данных государство устанавливает  нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный  воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных  воздействий на природу. Государство  также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций  на жизнь и здоровье человека. В  частности, нормирования подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере  охраны окружающей природной среды. В нормативно - правовых актах государство  закрепляет порядок деятельности государственных  органов, разного рода инспекций  по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение  экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции  и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной  среды, рациональное использование  и воспроизводство ее ресурсов, улучшение  среды обитания человека. Государство  осуществляет финансирование научно - технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной  среды, учреждает заповедники и  заказники, охраняет редкие или находящиеся  под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет  юридическую ответственность к  лицам и организациям, виновным в  нарушении экологического законодательства Лутфуллин, Р.Р. Теория государства и права : учебное пособие / Р.Р. Лутфуллин. - М.: Гузель, 2000. - С. 36

.

 

 

 

 

 

1.6 Функция финансового контроля государства

Функция финансового  контроля государства выражается в  выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов  направляется в государственный  бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Научно обоснованная и практически эффективная бюджетная деятельность, а точнее бюджетно-финансовая политика любого государства - ежечасная, ежедневная, целенаправленная жизнеобеспечивающая форма функционирования всех без исключения органов государства в деле повышения благосостояния общества, обороноспособности, могущества и экономической основы государства в целом. Экономическая деятельность государства подчиняется так называемому экономическому принципу, согласно которому во всех областях этой деятельности должно существовать и функционировать оптимальное соотношение между достижением поставленной и реализованной цели затраченными на это средствами. Именно этот коэффициент деятельности исполнительной власти (ее структур) определяют основную задачу органов финансового контроля. Одним словом, планирование экономики, финансовой политики государства и осуществляемый контроль за достигнутыми результатами - взаимосвязанные, параллельно функционирующие категории. При этом результаты осуществляемого контроля есть фактическое, реальное отражение финансово-экономической деятельности государства в широком и прямом смысле данного понятия.

Правильно разработанная  и осуществленная бюджетно-финансовая политика в различных стадиях  и сферах ее реализации во многом предопределяет реальные возможности решения объективно назревших экономических проблем  текущего периода и вместе с тем  дает возможность прогнозировать перспективы  дальнейшего развития экономики  государства с применением новых  форм и методов правового регулирования  общественных отношений, возникновение  которых обусловлено требованиями конкретных этапов развития общества.

Финансовый баланс любого государства, будучи совокупностью  средств доходных и расходных  статей, в процессе своего образования  подвергается серьезным научно-практическим испытаниям и изменениям под влияниям внезапно возникающих обстоятельств - факторов, связанных с эволюционными процессами в социально-экономической сфере жизни общества и государственного устройства. Создается ситуация, при которой у государства возникают новые задачи и функции, предполагающие совершенствование определенных шагов (действий) в сфере экономики и регулирования проблем финансирования конкретных программ.

Динамичный метод  первоочередного правового регулирования  бюджетно-финансовых отношений - объективная  необходимость, обусловленная приоритетным базисным (экономическим) характером этих отношений.

Организация и осуществление  контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми  средствами, т.к. такое управление влечет ответственность перед обществом  в целом. Осуществляемый финансовый контроль может быть реализован либо со стороны компетентных структур законной власти, либо в порядке административного (внутреннего) контроля по вертикали.

Высшие органы финансового  контроля (ВОФК) в большинстве случаев  как институт законодательной власти изначально призваны содействовать  парламентам своих стран в  осуществлении внешнего контроля за использованием государственного бюджета и требований законодательства, относящихся к сфере финансово-экономической деятельности субъектов, хозяйствующих в первую очередь на базе (основе) государственной собственности, а потом уже иных ее форм. Высшие органы финансового контроля разных стран отличается друг от друга не только названием, но и историей становления, конституционной основой деятельности, целью и способами учреждения, степенью независимости, характером подчиненности (парламенту или главе государства), внутренней структурой, предметом, задачей и формой осуществляемых контрольно-ревизионных мероприятий и сфер их проведения, объемом предоставленных им контрольных полномочий, наконец, порядком и формой отчетности. В современных условиях в качестве направляющих параметров создания и деятельности ВОФК признаются основополагающие принципы, изложенные в Лимской Декларации. Высший финансовый контроль за доходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. Например, в Англии контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами. Органы финансового контроля разных стран имеют весьма своеобразные исторические истоки с учетом не только уровня развития экономики, значения и роли финансов для государства, но и формы государственного устройства, правления и применяемого механизма законодательной и исполнительной власти.

Информация о работе Функции государства