Функции государства в идеологии либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.

Содержание работы

1. Введение. История возникновения идеологии либерализма 3
2. Основная часть 5
2.1 Либеральная Беларусь 5
2.2 Мировоззрение: умом его надо понять 7
2.3 Государство: лучше меньше да лучше 8
2.4 Экономика: умения и труд все перетрут 10
2.5 Внешняя политика: трезвость спасет мир 11
3. Заключение 12
Литература: 14

Файлы: 1 файл

Функции государства в идеологии либерализма.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат

по предмету «Основы  идеологии белорусского государства» 
по теме «Функции государства в идеологии либерализма»

Выполнил

Щепельков Владимир Валерьевич, студент гр. 09-ТЭА, МСФ

Проверила

Прокофьева Юлия Сергеевна

Новополоцк, 
2010г


Содержание

1. Введение. История возникновения идеологии либерализма 3

2. Основная часть 5

2.1 Либеральная Беларусь 5

2.2 Мировоззрение: умом его надо понять 7

2.3 Государство: лучше меньше да лучше 8

2.4 Экономика: умения и труд все перетрут 10

2.5 Внешняя политика: трезвость спасет мир 11

3. Заключение 12

Литература: 14

 

  1. Введение. История возникновения идеологии либерализма

 

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология  либерализма, возникшая в  XVIII веке. К этому времени в европейских городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это была активная часть общества, не удовлетворявшаяся собственным хорошим материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.

Родоначальниками теоретического обоснования либерализма считают  британцев. Англичанин Джон Локк (1632-1704), впервые выдвинул идею разделения властей и трактовал роль государства как договорную обязанность защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Шотландец Адам Смит (1723-1790), «отец экономической науки», показал, в частности, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. "Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию".

Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.

Отсюда следуют многие важные следствия, например утверждение  о том, что свободная конкуренция  является мощным средством развития не только в экономике, но и в политике, а любой монополизм ведет к  застою.

Что говорят о либерализме  его противники?

«Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может  мириться с крепостничеством, но которая  боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому «борьбой за реформы», «борьбой за права», т.е. дележом власти между крепостниками и буржуазией» Ленин, 1911г.

«Наряду со своим основным значением, термин «либерализм» применяется  в широком смысле как синоним  примиренчества, терпимости к вредным, отрицательным явлениям и действиям, наносящим ущерб интересам государства, народа» БСЭ, 1954.

Это говорят левые  коммунисты. Центристы считают: «… более сильный должен пробиться в борьбе за существование, даже за счет слабых. Менее трудолюбивые, менее приспособленные, менее умные и менее энергичные должны спокойно уступить место в борьбе за выживание и  быть исключены из процесса продолжения рода или довольствоваться добровольными пожертвованиями победителей. Либерализм по существу нравственно оправдывает любую инициативу, вплоть до преступной, общество резко разделяется на сверхбогатых и бедных».

В этом же ряду можно вспомнить  и знаменитый рассказ О’Генри «Дороги, которые мы выбираем» и фразу Додсона «Боливару не снести двоих».

Приведенные высказывания имеют характер агитации против либерализма, поэтому их нельзя воспринимать как истину. Однако, утрируя характеристику, они позволяют выделить стержневые черты либерализма, помня о том, что принцип свободы личности не абсолютен, ибо он учитывает, что человек живет в обществе. «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого».

Критика либерализма  никогда не прекращалась. И особенно яростно она стала звучать, когда  эта идеология воплотилась в  тот общественный строй, тот социально-экономический  уклад, который назвали капитализмом. Капитализм обеспечил небывалый  экономический рост и, соответственно, среднее благосостояние в тех  странах, где осуществлялись идеи либерализма. Но при этом многим показалось, что  они живут хуже, что противоречило  фактам. В прежнем обществе бедняки  только издали могли наблюдать, как  живут богатые, их голос был вовсе  не слышен, теперь же, в более открытом обществе, чужое богатство, несущееся  мимо тебя на автомобиле, вызывало хроническую  зависть, но главное – ты имеешь возможность публично высказаться  по этому поводу.

Формирование либеральной  идеологии было тесно связано  с таким направлением социального  творчества, которое иногда называется конструктивизмом. Социальный конструктивизм – методология действия, подразумевающая сознательное формирование различных элементов общества как системы, общественных отношений и институтов, целенаправленное улучшение общественной жизни, ее усовершенствование, подчинение идеалу. [1;45]

Основными принципами либерализма  являются:

  1. принцип индивидуализма обозначает право на выбор и признание собственных ценностей, а также использование независимой деятельности во имя их реализации.
  2. принцип невмешательства является утверждением приоритетного значения и верховенства частной жизни.
  3. принцип демократии означает систему социальных институтов и процедур, которые составляют в своей совокупности демократическое государство и обязательно включают развитую систему представлений о правах человека.
  4. принцип конкуренции содержит обоснование оправданием соперничества и соревнования в материальной жизни.
  5. принцип ненасилия выражает требование ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных связях и отношениях людей.

Как утверждают идеологи либерализма, группу подлинно гражданских  прав, создаваемых государством, составляют политические права. Основными политическими  права считаются избирательное  право, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и объединений, свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности – законодательное  происхождение и стремление уравновесить личность и государственную власть. Именно в этом обнаруживается гарантия индивидуальной свободы.

  1. Основная  часть

    1. Либеральная Беларусь

Либеральная Беларусь – это  нечто совершенно немыслимое и невозможное. Ведь, казалось бы, история так долго  и так настойчиво прививала нам  всеми мыслимыми и немыслимыми  средствами любовь ко всему, что, к сожалению, не имеет ничего общего с ценностями либерализма (т.е. ценностями свободы). Если бы существовали критерии, позволяющие  определить народы, наиболее подверженные влиянию антилиберального популизма, белорусы наверняка вошли бы в «лидирующую» группу по степени уязвимости, так как каждый из нас уже с молоком матери усваивает «азбуку социалистической справедливости». То, что справедливость может быть какой-то другой большинству населения страны даже сложно представить. 

Разумеется, убежденные приверженцы  либеральной идеи имеют чрезвычайно  большой соблазн дать свой ответ  на главный вопрос: либеральная Беларусь – это наше будущее, наше спасение; лишь с помощью либерализма можно  покончить с мраком.

Очевидно, что оба ответа, а вместе с тем и позиции, которые  они представляют, помимо более или  менее понятной аргументации имеют  очень большую эмоциональную  составляющую. В результате споры  о том, что есть хорошо для Беларуси и какой «цивилизационный выбор» мы должны сделать, зачастую превращаются в своего рода «диспут на базаре». Эмоции настолько сильно затмевают всякую рациональную основу и в целом сознание, что практически каждый такой «диспут» рискует закончиться либо не совсем благозвучными обвинениями в измене Родине, либо вообще полноценной дракой.

В тех редких случаях, когда  среднестатистический белорус все-таки задумывается, в какой стране ему  хотелось бы жить, он, как правило, оперирует  двумя категориями: капиталистический  Запад и «как у нас». Так как  что такое «как у нас» мы не можем  понять на протяжении уже очень долгого  времени (хотя, по крайней мере, подсознательно чувствуем, что у нас не так, как  бы нам хотелось), следует разобраться, что такое капиталистический  Запад. Чтобы наши рассуждения не принимали какой-то абстрактной  формы типа «а вот у них…», попробуем  предположить, что этот самый капиталистический  Запад пришел к нам в Беларусь, и смоделировать, что из этого  получится. Здесь, правда, следует иметь  в виду, что Запад, называемый нами капиталистическим, настолько неоднороден, что некоторых его представителей вообще с трудом можно рассматривать  в качестве примера действительно  капиталистического рыночного государства. Поэтому попробуем смоделировать  Беларусь либеральную не по образу и подобию какой-то из европейских или, скажем, североамериканских стран, а в соответствии с классическим представлением о либерализме.

Многие люди имеют привычку (или даже природный дар) вести  жаркие, а порой и ожесточенные споры, не имея особого понятия ни о предмете спора, ни о значении употребляемых  терминов. Чтобы не допускать разночтений  и двусмысленных толкований, дадим определение ключевым для нашего рассуждения понятиям.

Либерализм – философская и экономическая теория, а также политическая идеология, основанная на положении о том, что человек свободен распоряжаться собой и принадлежащей ему собственностью. Институциональной основой либерализма являются частная собственность на средства производства и рыночная экономика.

Либеральное государство XXI века –  демократическое правовое государство с рыночной экономикой, политическим плюрализмом, организованное по принципу «разделение властей». Экономические функции государства ограничиваются монетарной политикой и защитой свободной конкуренции.

Итак, что же собой представляет либеральное белорусское государство XXI века и его граждане?

    1. Мировоззрение: умом его надо понять

На протяжении нескольких столетий белорусам активно прививали  типично русское мировосприятие (то самое, которое, как говорится, умом не понять). Постоянно твердили и  продолжают твердить о чуть ли ни особой миссии на земле, какой-то очень загадочной, но, безусловно, избранной «русской душе» и т.д. Понять, в чем заключается  эта «особенность», очень сложно. Скорее всего, в том, что в системе  мировосприятия, созданной русским  народом и активно экспортируемой на территории всякого рода лимесов и лимитрофов[2], никогда не было места для отдельного человека. Индивид и его жизнь никогда не являлись сколько-нибудь значимой ценностью. Как и в других типично азиатских культурах, за разговорами о цивилизационной предначертанностью, за спорами о высокой идеологии и геополитике скрывается отношение к человеку как к винтику в огромном механизме. Как только винтик начинает откручиваться, его необходимо вновь закрутить или вообще удалить (и отправить на переплавку), заменив на другой. При этом лучше всего закручивать винтики очень сильно и не следить за их состоянием, чтобы они быстрее начинали «прирастать» к агрегату (то есть ржаветь).

Беларусь до ужаса обезображена этой мировоззренческой коррозией. Даже в стремительный век инновационного развития не так уж просто найти  средство, с помощью которого можно  побороть такую ржавчину. Очень велика опасность выбрать низкокачественное контрафактное средство, которое, несмотря на кажущееся преимущество в виде низкой стоимости, в итоге только поспособствует дальнейшему процессу ржавления.

Единственным проверенным  временем антикоррозийным «препаратом» является идеология либерализма. Свою конечную ценность либерализм видит  в свободе индивида. Это значит, что основой идеологии либерального государства становится человек, а  главным мерилом эффективности  – качество жизни отдельно взятого  гражданина и возможности, которые  он имеет для того, чтобы без  подачек со стороны повышать это  качество. При этом в либеральной  Беларуси просто немыслим какой-то начальник-«батька», который почему-то принимает решения о том, как и где мне жить и работать, что говорить, о чем думать. Каждый сам себе «батька». Или, по крайней мере, мой «батька» это мой родной отец, благодаря которому я хожу по этой земле, а не какой-то дядька с телевизора, которого моя личная жизнь волнует в еще меньшей степени, чем академика Тимофеева из известного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» волновали жалобы соседей на перебои с электричеством.

Культовое значение в либеральной  Беларуси приобретает интеллект. Сила человека определяется его разумом, знанием, образованностью, но никак  не силой дубинки, потому что все  проблемы в этой стране решаются по закону, а не по понятиям. Успешный предприимчивый человек начинает восприниматься в  качестве идеального образа, на который  хотят быть похожими. Мировосприятие белоруса перестает быть черно-белым. Он попадает в чудесный мир разнообразия мнений и оттенков, форм и идеалов, и уже не понимает, как можно  воспринимать мир на основе таких  первобытных категорий, как «свои - чужие», «народные - антинародные», «правительственные - оппозиционные». Двигателем прогресса  в обществе становится правда (научная  и повседневной жизни), на том простом  основании, что ложь и маразмы  горе идеологов просто не могут способствовать развитию.

Традиционная белорусская  толерантность будет способствовать скорейшему осознанию основного  принципа либерализма, который Людвиг фон Мизес определил как «правильно понимаемые интересы людей в долгосрочной перспективе совместимы» [3]. В результате мы со временем перестанем радоваться оттого, что «у соседа сдохла корова», а благодетель и гуманность примут форму практической необходимости, а не дани общественным моралям.

Информация о работе Функции государства в идеологии либерализма