Функции государства в идеологии либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.

Содержание работы

1. Введение. История возникновения идеологии либерализма 3
2. Основная часть 5
2.1 Либеральная Беларусь 5
2.2 Мировоззрение: умом его надо понять 7
2.3 Государство: лучше меньше да лучше 8
2.4 Экономика: умения и труд все перетрут 10
2.5 Внешняя политика: трезвость спасет мир 11
3. Заключение 12
Литература: 14

Файлы: 1 файл

Функции государства в идеологии либерализма.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)
    1. Государство: лучше меньше да лучше

Ключевое значение для  понимания сущности либеральной  Беларуси XXI века имеет вопрос о роли, функциях, статусе и размере государства. Каждый, кто обладает хотя бы общими знаниями в области истории и  экономики и изредка задумывается о закономерностях социально-экономического бытия, хорошо понимает, что государство, превышающее разумные размеры, не способно эффективно выполнять свои функции и становится «балластом» для общества. Другими словами, когда государство стремится быть «затычкой от каждой бочки», оно превращается в абсолютное зло, приносящее вред обществу в целом и каждому отдельно взятому гражданину. В результате оно не только становится фактором торможения экономического и социального развития, но и приобретает в глазах людей образ неудачника, которого «пинают» все, кому не лень. А такое отношение к государству со стороны его собственных граждан, хотя этому и не всегда придают должное значение, на самом деле подрывает психологические основы стабильности и во многих случаях способствует усилению кризисных явлений в различных сферах жизни.

В либеральной же Беларуси государство имеет очень высокий  статус, его авторитет неоспорим  и не вызывает ни малейшего сомнения. Граждане прекрасно понимают, что  государство занимается тем, что  лучше него не сделает никто: обеспечивает безопасность и соблюдение законности, представляет интересы народа в сношениях  с другими акторами международных отношений, создает условия для свободной конкуренции на внутреннем рынке и следит за тем, чтобы национальные производители не подвергались дискриминации на внешних рынках.

По мере того, как государство  перестает заниматься управлением  производством, в котором оно  по определению некомпетентно, происходит существенное сокращение государственного аппарата. Кроме того, в Беларуси XXI века, живущей по принципам либерализма, установлен минимально необходимый  уровень налоговой нагрузки, который  просто исключает возможность «раздувания» бюрократических структур. Уменьшение размера государства дает несколько  очевидных и очень важных преимуществ.

Во-первых, кардинально снижается  печально известная каждому белорусу бюрократическая волокита, которая  даже в условиях действия принципа «одного окна» очень часто  становится причиной нервных срывов у самых, казалось бы, психически устойчивых людей (что неудивительно, потому как  нужно обладать действительно феноменальной  гибкостью ума, чтобы понять, зачем  для получения одной справки  нужно отстоять в трех очередях и  получить попутно еще три справки, разрешающие в итоге обратиться за нужной справкой). В отсутствие кадровых «излишков», при которых чиновник, чтобы не показаться ненужным, всеми силами стремится создать видимость бурной деятельности, возникает объективная необходимость в выработке эффективных механизмов делопроизводства и работы с населением.

Во-вторых, в значительной степени (хотя, конечно же, не полностью) и на многих уровнях снимается  проблема коррупции. Даже ребенку должно быть понятно, что снизить уровень  коррупции можно, лишь максимально  сузив поле деятельности для коррупционеров, то есть уменьшив количество тех, кто  потенциально может стать субъектом  коррупционной сделки, и сократив круг вопросов, по которым они уполномочены принимать решения. Метод борьбы с коррупцией, который заключается в постоянном создании разного рода комиссий и комитетов, призванных якобы отслеживать случаи нарушения законодательства, кажется, по меньшей мере, странным, а, в сущности, является примером преступного лицемерия, характерного для патерналистских государств.

В-третьих, именно либеральная  Беларусь, в которой государство  ограничено конкретными политическими  рамками, в наибольшей степени гарантирует  реализацию уникального белорусского ценностного устремления «только  бы войны не было» (правда, хочется  думать, что в XXI веке этот атавизм  все-таки утратит свою актуальность). Ведь очевидно, что чем меньше государство, тем меньше у него соблазнов «играть  мускулами» и тем сильнее стремление решать все проблемы мирными (более  дешевыми) средствами. Кроме того, насилие  в принципе противоречит идеологии  либерализма.

    1. Экономика: умения и труд все перетрут

Либеральная Беларусь XXI века – это открытая экономика, которая  живет по законам рынка и регулируется рыночными механизмами. Ее основа –  частная собственность и предпринимательство. В условиях рыночной экономики частная  собственность перестает быть исключительной привилегией избранного меньшинства (чиновников или олигархов). Она доступна всем как по закону, так и по возможностям (хотя бы потенциальным). Но даже тот, кто  в данный момент не может себе позволить  или просто не желает (что также  совершенно нормально и естественно) быть собственником, не чувствует себя изгоем в либеральном обществе. Всегда находится место, и не одно, где  знания и умения каждого человека востребованы. Разумеется, что более  востребован и в результате более  высокооплачиваем труд того, у кого знаний и умений больше. В либеральной  экономике интеллект и профессионализм  выступают в качестве всем понятного  прозрачного критерия отбора кадров. Тем самым карьера и в целом  будущее человека зависит не от того, в какой семье он родился, какой  религии или политических взглядов придерживается, какой он национальности. Оно не зависит от количества знакомых или родственников, работающих в исполкомах, не зависит и от какого-то штампа о регистрации в паспорте. Оно определяется исключительно способностями, уровнем образования и желанием работать. Другими словами, будущее человека в его собственных руках (и, конечно же, голове).

Известное белорусское трудолюбие может получить достойное вознаграждение лишь в рамках либеральной экономики. Печальная и во многом трагическая  история социалистических и интервенционистских  экспериментов показывает, что бóльшая часть того, что создавалось трудом (порой героическим) простых людей, проедалась теми, кто привык жить на холяву. В итоге тот, кто больше работает, вынужден выживать в нищете. В либеральной белорусской экономике XXI века, экономике предпринимательства, такое «чэснае» распределение просто невозможно. Здесь действует очень простой закон: кто больше и лучше трудится, тот лучше и богаче живет. При этом показателем качества труда является конкурентоспособность выпускаемого продукта. А это значит, что усилия тысяч белорусов больше не будут направлены на производство допотопных товаров, которые годами пылятся на складах, и нам не придется под влиянием псевдопатриотического лозунга «Купляйце беларускае» выбирать между стабильно низкокачественной отечественной продукцией и хорошей импортной. Белорусская продукция становится качественной и конкурентоспособной, потому что в капиталистической системе нет никакого смысла производить то, что никому не нужно.

    1. Внешняя политика: трезвость спасет мир

Главной отличительной чертой внешней политики либерального белорусского государства XXI века является трезвость. Принимаемые в ее рамках решения  перестают напоминать непредсказуемые  акции в стиле «ты меня уважаешь?» (которые находят отражение в том, что пытаются называть «многовекторной политикой»). В основе внешней политики лежит действительный национальный интерес, а не идеологические мифы, прикрывающие преступные действия правящей верхушки, а также элементарную неподготовленность и неадекватность тех, кто призван представлять народ на международной арене. Другие государства больше не делятся на братьев (меньших или старших) и врагов-недоброжелателей, потому как такой подход характерен лишь для слабых и примитивно мыслящих. Что бы ни говорили романтики-дилетанты, либерализм рационализирует внешнюю политику, ставя во главу угла самый объективный интерес – интерес обогащения.

То же самое относится  и к либеральной политике в  области безопасности (наиболее чувствительной области с психологической и  материальной точек зрения). Она перестает быть жертвой исторической несправедливости и предпочтений авторитарных руководителей, существование которых исключено в либеральной Беларуси XXI века. Электорату больше не рассказывают о неподвластных уму нормального человека премудростях геополитического мышления. Говорят о другом: как дешевле и надежнее обеспечить безопасность страны и создать благоприятные внешние условия для устойчивого развития ее экономики.

  1. Заключение

 

Так что же такое либеральная  Беларусь XXI века? Это без сомнения тот идеал, к которому мы все должны стремиться. Это действительно та единственная идеология, благодаря  которой мы сумеем выкарабкаться  из нынешнего политического, социального  и экономического хаоса. Теоретические  аргументы в защиту такого вывода настолько сильны, что вряд ли могут  вызывать сомнение у тех, кто искренне, внимательно и вдумчиво анализирует  действительность. Однако возможно ли в наших условиях донести эти  аргументы до людей? Сможем ли мы объединиться вокруг этой философии и эффективно противостоять силам, которые тянут  нас в никуда?

Это очень сложные вопросы. Но, несмотря на все существующие сложности  и препятствия, хочется думать, что  ответ на них еще может быть положительным. Ведь точно такие  же сложности противостояли и  всем тем народам, которые сегодня  живут в свободном капиталистическом  мире и заняты решением проблем качественно  иного характера. Более того, нет  сомнений в том, что развитием  в целом и прогрессом как его  благоприятной формой в частности, движут интеллект и идеи. Поэтому  статус-кво не может быть абсолютным детерминантом будущего. Он представляет собой всего лишь существенный фактор, который, правда, прогрессивный интеллект  реформатора обязательно должен учитывать при поиске средств  и методов реализации своих идей. Иначе бы народы мира до сих пор  «наслаждались» прелестями, как минимум, рабовладельческого строя.

К тому же, трудно представить, что даже в самом традиционном и самом изолированном обществе слово «свобода» может вызывать у человека негативное отношение. Другое дело, что благодаря труду многочисленных преданных силе вождей идеологов, иногда в суете повседневных проблем трудно понять, где заканчиваются законные и общественно необходимые ограничения и начинается сфера личного, естественно неприкосновенного.

Важно и то, что представители  любой другой, отличной от либерализма, политической и социально-экономической  идеологии, если они, конечно, на самом  деле стремятся к достижению своих  ценностных ориентиров, а не исключительно  к приближению к государственной  «кормушке», должны «руками и ногами»  поддерживать либерализацию общества. Только либеральная общественная модель гарантирует им стабильную возможность  мирно и без каких-либо угроз  насилия со стороны оппонентов пропагандировать свое мировоззрение и так же мирно  приступать к реализации своих идей на практике, если они получают необходимую  поддержку на выборах.

Конечно, было бы опрометчиво  утверждать, что либеральная Беларусь XXI века являет собой в нашем представлении  абсолютное совершенство. Как отмечал  Людвиг фон Мизес, «даже в капиталистической системе отдельные, многие или даже все вещи могут не соответствовать в точности вкусам конкретного человека. Но это единственно возможная общественная система. Можно пытаться видоизменять ту или иную из его черт, пока не затрагивается существо и основа всего общественного порядка, а именно частная собственность. Но в общем и целом мы должны смириться с этой системой просто потому, что не может быть никакой другой» [5]. Поэтому и нам стоит, наконец, смириться с тем, что мы достойны и должны жить счастливо, а значит в нашем будущем не может быть ничего, кроме либеральной Беларуси XXI века!!!

 

Литература:

  1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.
  2. Гидденс Э. Социология. - М., 2005.
  3. Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. - Мн., 2002. [1]
  4. Мизес Л. фон. Указ. соч. С. 132. [5]
  5. Мизес Л. фон. Либерализм / пер. с англ. и комментарии А. В. Куряева. – Челябинск: Социум, 2007. С. 243. [3]
  6. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. – Мн., 2006.
  7. Шинкарев В.В. В интересах народа и государства: белорусская модель развития //Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. 2001, №6.
  8. В. Цымбурского статья «Народы между цивилизациями» [2]
  9. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.

~ ~


Информация о работе Функции государства в идеологии либерализма