Формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать понятия и основные виды форм (источников) права. Поставленная цель обусловила необходимость решения нескольких задач:
1. Изучить проблемы определения понятия “форма права”
2. Соотнести понятия “источник права” и “форма права”
3. Рассмотреть основные виды форм права в РФ и дать им характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
стр. 3
Глава 1. Понятие формы права …………………………………………………
стр. 5
1.1. Форма и источник права ..…………………………………………………...
стр. 5
1.2. Признаки формы права………………………………………………………
стр. 7
Глава 2. Виды формы права……………………………………………………..
стр. 10
2.1. Правовой обычай……………………………………………………………
стр. 10
2.2. Договоры нормативного содержания………………………………………
стр. 12
2.3. Нормативно – правовые акты………………………………………………
стр. 19
Заключение……………………………………………………………………….
стр. 24
Список литературы………………………………………………………………
стр. 25

Файлы: 1 файл

kursovayaMicrosoft_Office_Word.docx

— 81.24 Кб (Скачать файл)

По времени (сроку действия) нормативные договоры бывают срочные и бессрочные. Срочными являются нормативные договоры, заключенные на определенный срок, например, коллективный договор, который может быть заключен на срок не более трех лет. Примером бессрочных договоров является договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства от 08 декабря 1999 г.

В зависимости от субъектного состава, заключающего нормативный договор, (наличие двух или более субъектов, обладающих правотворческими функциями), можно выделить следующие виды нормативных договоров: двусторонний – нормативный договор, который заключен между двумя субъектами. Например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, и многосторонний – в нормативном договоре участвует более двух субъектов, например, Федеративный договор 1992 г.

Нормативные договоры можно классифицировать с учетом совокупности критериев – их роли, содержания и целей, которые преследовали стороны при заключении договора:

1) Учредительные договоры. Учредительные вопросы посвящаются, обычно, институциональным вопросам  – статусу государств, их объединений, взаимоотношениям субъектов федерации, статусу государственных органов  и т.п. Например, договор об образовании  СССР от 30 декабря 1922 г.

2) Компетентно-разграничительные  соглашения. К компетентно-разграничительным  договорам во внутрифедеральных отношениях относятся Федеративный договор 1992 г., а также договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 г., соглашение между Правительством Российской Федерации и Администрацией Ростовской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения недрами на территории Ростовской области от 29 мая 1996 г. № 7.

3) Соглашение о делегировании  полномочий от одного органа  государственного власти другому  или от одного органа местного  самоуправления другому.

Например, часть 4 статьи 15 Федеральный закон № 131-ФЗ  от 06.10.2008 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

4) Договоры о дружбе  и сотрудничестве.  Например, Договор от 1 июля 2007 г. «О дружбе и сотрудничестве между городом Москвой и Республикой Башкортастан».

5) Функционально-обеспечительные  соглашения – это соглашения  между Правительством Российской  Федерации или федеральным органом  исполнительной власти, с одной  стороны, и органом исполнительной  власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, по экономическим, техническим, социально-культурным  вопросам. Например, договор от 14 октября 1996 г. между Администрацией Санкт-Петербурга и Администрацией Псковской области «О сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и социальных областях».

6) Договоры между государственными  и негосударственными структурами. Например, Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 27 июня 2008 г., которое заключено на федеральном уровне социального партнерства между полномочными представителями работников и работодателей отрасли электроэнергетики и регулирует социально-трудовые отношения в сфере энергетики, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.

Соглашение между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и конгрессом деловых кругов Ставрополья на 2007-2009 годы от 25 декабря 2006 года.

7) Международные договоры, являющиеся источниками международного  права. Например, Конвенция об открытом море (1958 г.), ратифицированная Указом Верховного Совета СССР от 20.10.1960 г. (для СССР вступила в силу 30.09.1962); Конвенция о континентальном шельфе (1958 г.), ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.10.1960 г. (для СССР вступила в силу 10.06.1964); Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., ратифицированная Россией в 1997 г.

8) Коллективные трудовые  договоры. Например, коллективный трудовой  договор РАГС.

В зависимости от отраслей права можно выделить следующие виды нормативных договоров, а именно: конституционные, административные, трудовые, международные, финансовые. Эта классификация позволяет отразить отличия нормативных договоров друг от друга и их отраслевые особенности, и будет использована при рассмотрении отдельных видов нормативных договоров, существующих в российском праве.

Таким образом, нормативному договору присущи следующие специфические признаки: 1) представляет собой соглашение, основанное на добровольном согласовании воль и волеизъявлений сторон; 2) устанавливает нормы права, следовательно, выделяется разновидность правовой нормы – договорная норма, обладающая специфической особенностью – согласительной природой; 3) заключается двумя или более субъектами права, обладающими правотворческими полномочиями (например, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления); 4) заключается в публичных целях и публичных интересах – достижение правового регулирования определенных общественных отношений.

Следовательно, нормативный договор представляет собой формально определенное соглашение, возникшее при согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений равноправных субъектов права, обладающих правотворческими полномочиями, устанавливающее нормы права.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, основанная на добровольном принятии правовых норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Нормативно-правовые акты

 

Самым распространенным в настоящее время видом формы права является нормативно-правовой акт. Он содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Стоит сказать, что понятие акт в теории права употребляется в двояком смысле. С одной стороны акт это действие, а с другой – это материальный (письменный, электронный) носитель информации. Именно с точки зрения последнего понятия рассматривается нормативно-правовой акт как источник права.

Для дальнейшего освящения данной формы права необходимо установить различие между нормативно-правовым и нормативным актом, между нормативно-правовым и правовым актом.

Нормативно-правовой акт в отличие от нормативного содержит нормы, имеющие правовой (социальный) характер и значение. Хотя оба этих акта закреплены в письменной форме, нормативный содержит технические нормы. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой – устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Часто в юридической литературе вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется нормативный акт, в этом случаи они имеют одинаковое значение. Хотя как было сказано они совершенно разные понятия. 

Теперь рассмотрим соотношение нормативно-правового акта и правового акта. Правовым будет являться акт, содержащих помимо правовых норм указания о применении мер ответственности за нарушения этих норм. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении.

Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось усердно потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и практического употребления.

Основные признаки нормативно-правовых актов являются следующие:

Во-первых, он утверждается  или  санкционируется  уполномоченными  органами

государства, их  должностными  лицами, иными  субъектами  правотворчества  и

их  односторонним  волеизъявлением;

Во-вторых, имеет  внешнюю  форму  в  виде  определенного  письменного  документа;

В-третьих, включает  новые  нормы  права  или  изменяет, отменяет  уже  действующие;

В-четвёртых, принимается  в  соответствии  с  определенной  процедурой;

В-пятых, имеет  юридическую  силу, которая  отображает  соотношение  с  иными

правовыми  актами,   место  и  роль  в  системе  законодательства  и

правового  регулирования;

И последний признак - придает  воле  народа  официальный  характер.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые также охватываются действием акта, утрата юридического значения, системность, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

 

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы

и подзаконные акты. Основание их классификации — юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.

В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т. е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти, вверху иерархии — нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты — законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Наряду с нормативно-правовым и актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями. Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях.

Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу. Например, в СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.

Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта. Например, согласно действовавшему в СССР законодательству профсоюзы в лице их высших органов имели право на издание актов юридического характера по вопросам социального страхования, санаторного обслуживания и по некоторым другим. Необходимость издания такого рода актов была вызвана стремлением привлечь общественные организации к правотворческому процессу для активного участия в государственной и общественно-политической жизни.

Информация о работе Формы права