Формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать понятия и основные виды форм (источников) права. Поставленная цель обусловила необходимость решения нескольких задач:
1. Изучить проблемы определения понятия “форма права”
2. Соотнести понятия “источник права” и “форма права”
3. Рассмотреть основные виды форм права в РФ и дать им характеристику

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
стр. 3
Глава 1. Понятие формы права …………………………………………………
стр. 5
1.1. Форма и источник права ..…………………………………………………...
стр. 5
1.2. Признаки формы права………………………………………………………
стр. 7
Глава 2. Виды формы права……………………………………………………..
стр. 10
2.1. Правовой обычай……………………………………………………………
стр. 10
2.2. Договоры нормативного содержания………………………………………
стр. 12
2.3. Нормативно – правовые акты………………………………………………
стр. 19
Заключение……………………………………………………………………….
стр. 24
Список литературы………………………………………………………………
стр. 25

Файлы: 1 файл

kursovayaMicrosoft_Office_Word.docx

— 81.24 Кб (Скачать файл)

Существующие определения нормативного договора условно можно подразделить на два вида:

1) определение нормативного договора  через категорию «нормативного  правового акта» (В.В. Иванов, А.В. Демин);

2) определение нормативного договора  как «договора о нормах» (В.В.Лазарев, С.В.Липень, Н.Л.Гранат, С.В.Бошно, А.В.Васильев, В.С.Нерсесянц).

Вот какое определение нормативного договора даёт нам А.В. Демин: "Нормативный договор можно определить как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения"(7)

В.В. Иванов дополняет определение А.В. Демина и рассматривает нормативный договор как правовой акт, оформляющий выражение согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм. Таким образом, из указанных  определений следует, что нормативный договор является разновидностью нормативного правового акта.

Определения нормативного договора, выраженные через категорию «нормативный правовой акт», являются формальными, т.к. раскрывают понятие нормативного договора через его форму и не отражают в полном объеме его сущность.

 


(5) Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ 
(6) Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений 
(7) Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998.  

Второй вид определений нормативного договора – это определения, согласно которым нормативные договоры можно называть «договорами о нормах». В связи с этим В.В. Лазарев и С.В. Липень считают, что нормативный договор представляет собой "соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права"(8).

Определения нормативного договора как «договора о нормах» наиболее полно отражают сущность нормативного договора.

Исходя из вышесказанного, следует, что нормативный договор является самостоятельным источником права, отличается от нормативного правового акта и имеет присущие ему специфические особенности.

Во-первых, нормативный договор представляет собой соглашение, основанное на добровольном согласовании воль и волеизъявлений сторон. Этот признак присущ нормативному договору в силу того, что он является одним из видов договоров. Нормативному договору свойственна сущность договора, заключающаяся в его согласительной природе, основанной на согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений.

Соглашение сторон предусматривает как внутренний волевой процесс (воля), так и его внешнее выражение, должно быть дано юридическое значение (волеизъявление).

Внутренний волевой процесс (воля) – это категория субъективная. Воля является составной частью внутреннего психического процесса и определяется как единый комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) субъекта.

Волеизъявление следует рассматривать как акт фиксации волевого процесса, что позволяет его распознать и оценить как выражение согласия. Волеизъявление должно отражать решение субъекта о согласии заключить нормативный договор.

При заключении нормативного договора происходит не только согласование воль, но и волеизъявлений субъектов права в результате следующих стадий волевого процесса: 1) принятие решения, 2) выражении его вовне, 3) направлении действия субъекта на закрепление этого выражения в соответствующей форме.

Исходя из интересов (целей) у субъектов права возникает желание заключить нормативный договор. Под воздействием своих воль субъекты выдвигают предложения, представляющие собой односторонние обособленные волеизъявления, которые в рамках договора согласовываются. Следовательно, нормативное договорное волеизъявление субъекта представляет собой обособленное волеизъявление, но при этом согласованное с волеизъявлением другого субъекта.

Сущность нормативного договора характеризуется также тем, что субъекты права при его заключении свободны в проявлении своей воли и волеизъявлений. В договорной форме подчеркивается добровольность и равноправие субъектов договора на его заключение (вступать или не вступать в договор), а также на наступление правовых последствий, вытекающих из договора.

Из сущности нормативного договора вытекает ряд отличий нормативного договора от нормативного правового акта. Во-первых, нормативный договор выражает волю сторон, а нормативный правовой акт – волю издавшего органа. Во-вторых, нормативный договор заключается путем достижения соглашения между сторонами, а нормативный правовой акт, принимается в одностороннем порядке.

Во-вторых, для нормативного договора характерна множественность субъектов или наличие хотя бы двух субъектов, заключающих нормативный договор, и обладающих полномочиями на правотворчество.

 


(8) Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 183.

В-третьих, основным признаком нормативного договора является установление (наличие) в нем правовых норм, а сам нормативный договор – это акт правотворчества, акт, устанавливающий нормы права.

С одной стороны, договорная норма – это согласованная норма, нормативное установление, выработанное посредством соглашения (в этом заключается специфика договорного нормативного установления). С другой стороны, договорные нормы являются разновидностью норм права, поэтому они обладают всеми присущими правовой норме признаками, а именно:

- общий характер, который вытекает  из направленности регулятивного  воздействия на определенный  вид общественных отношений;

- многочисленность субъектов и  неопределенность адресатов;

- они рассчитаны на длительное  действие и неоднократное применение;

- общеобязательный характер, т.е. правовые  нормы устанавливают общеобязательные правила поведения;

- формальная определенность, которая  требует их письменной, документальной  формы;

- они устанавливаются или санкционируются, а также охраняются государством.

Следовательно, исходя из природы договора как соглашения, основанного на согласовании воль и волеизъявлений сторон, направленного на создание нормы права, договорная норма – это согласованная норма, нормативное установление, выработанное посредством согласования.

Нормативный договор имеет и ряд общих черт с нормативным правовым актом, т.к. установленные договором нормы права обязательны для третьих лиц в той же мере, как и нормы, установленные односторонним решением государственной власти. По своей форме договор тоже является письменным документом, т.е. правовым актом нормативного характера.

В-четвертых, субъектами нормативного договора могут выступать только субъекты правотворчества, обладающие полномочиями на создание, изменение и прекращение норм права, т.е. государственные органы, должностные лица или субъекты, наделенные функциями правотворчества (с делегированными полномочиями).

Создание, санкционирование, изменение, отмена правовых норм охватываются таким понятием как правотворчество.

В теории права и государства общепризнанным правоведами является определение, сформулированное А.В. Мицкевичем, который считает, что «правотворчество как особая форма или вид деятельности государства состоит в установлении, а также изменении и отмене правовых норм». Ю.А.Тихомиров определяет правотворчество как «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами и в рамках соответствующих процедур».

А.В. Васильев, С.В.Бошно, А.В. Мицкевич, Ю.А. Тихомиров, А.С.Пиголкин выделяют такой способ правотворчества, как договорное правотворчество, под которым понимают деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Договорное правотворчество – это способ правотворческой деятельности, основанный на согласовании обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Способы правотворчества тесно связаны с различными официальными формами установления и выражения правовых норм, или источниками права в юридическом смысле, они представляют собой различные формы закрепления результатов правотворчества. Договорное правотворчество сообразуется с такой формой выражения правовых норм как нормативный договор.

Можно выделить следующие виды договорного правотворчества.

1) Непосредственное государственное  договорное правотворчество –  нормативный договор заключается  государственными субъектами права. К нему можно отнести как  внутригосударственное, так и межгосударственное  правотворчество, в том числе  правотворчество межгосударственных  организаций.

2) Санкционированное негосударственное  договорное правотворчество –  нормативный договор заключается  негосударственными субъектами  права и санкционируется государством. В данном случае государственные  субъекты права не принимают  непосредственного участия в  установлении правовых норм. Они  либо признают правовые нормы, которые реально сложились и  действуют в той или иной  сфере общественных отношений, либо  санкционируют нормотворческую  деятельность негосударственных  субъектов. В данном случае правотворческий  процесс состоит из двух стадий: создание правовых норм и их  санкционирование, которое может  быть предварительным или последующим.

3) Совместное договорное  правотворчество, т.е. деятельность  по установлению правовых норм  осуществляется совместно государственными  и негосударственными субъектами  права.

В-пятых, одним из признаков нормативного договора является публичный интерес, который свое конкретное проявление находит в том, что: а) сторонами нормативно-правового договора выступает в основном государство в целом или его отдельные органы; б) в нем, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля – воля его сторон, субъектов заключающих договор; в) основной целью заключения нормативного договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и удовлетворении публичных интересов –урегулировании общественных отношений.

К числу отличительных особенностей нормативного договора следует отнести особую, строго формальную процедуру заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров (разрешения конфликтов), связанный с их исполнением.

Процедура заключения нормативного договора отличается от заключения индивидуального договора, а также нормативного правового акта. В самом общем виде сводится к следующему: исходя из публичных интересов (мотивов, волеизъявлений) субъекты (стороны) выдвигают условия – предложения по тем устанавливаемым правилам поведения. Эти изначальные односторонние обособленные волеизъявления становятся согласованными в рамках договора, т.е. стороны договариваются.

Согласование воль участников применительно к нормативному договору касается как их поведения, так и признания его правовой нормой. При формировании норм права договорным путем сначала, как правило, происходит согласование воль субъектов относительно самого правила поведения. Это происходит: 1) путем переговоров; 2) предоставление предложений и замечаний.

На этом заканчивается процесс согласования содержания договорной нормы (текста), но не заканчивается процесс ее становления. Вторым моментом является согласование воль относительно признания правил поведения в качестве нормы права. В данном случае момент подписания нормативного договора сторонами будет не совпадать с моментом вступления в силу норм права, поскольку опубликование нормативного договора должно быть  обязательно, т.к. нормативный содержит нормы права и регулирует поведение не только субъектов договора, но и неопределенного круга лиц.

Таким образом, в результате заключения нормативного договора, с одной стороны, установление нормы права осуществляется совместно как минимум двумя субъектами правотворчества, с другой стороны, это обособленность, самостоятельность их нормоустановительных волеизъявлений, в результате согласования которых возникает норма права.

Если говорить о классификации нормативных договоров, то проблемы классификации объектов всегда  возникают при исследовании разнородных по своему составу множеств объектов. В философском понимании классификация – это разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определенным признакам.

Для выделения однородной группы нормативных договоров должен быть использован общий критерий, являющейся наиболее существенным для данной группы нормативных договоров.

Нормативные договоры можно классифицировать по различным основаниям.

По действию в пространстве нормативные договоры подразделяются на межгосударственные (или международные) и внутригосударственные. Среди внутригосударственных нормативных договоров следует выделить общегосударственные, региональные (между субъектами Российской Федерации), внутрирегиональные (договоры между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

Информация о работе Формы права