Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе.
Во-первых, термин «источник права» используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.
Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..... стр.3
1. Понятия формы (источника) права …………………………....стр.4
2. Классификация форм (источников) права …………………… стр.6
2.1 Нормативно-правовой акт ………………………………….стр.7
2.2 Судебный прецедент ………………………………………. стр.8
2.3 Правовой обычай ……………………………………………стр.9
2.4 Принцип права …………………………………………….. стр.10
2.5 Правовая доктрина …………………………………………стр.11
2.6 Нормативный договор ……………………………………...стр.11
2.7 Религиозные тексты ……………………………………….. стр.12
2.8 Деловое обыкновение ……………………………………....стр.12
Заключение …………………………………………………………….стр.13
Список использованной литературы .........…………………………..стр.14

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет

Культуры  и искусств»

Ростовский  филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: «Правоведение»

На тему: «Формы (источники) права»

студентки 4го курса

специализации: «Постановка  КДП»

Журавлевой И.Л.

 

 

 

Преподаватель:

Доц. Кравец А.Е.

 

 

 

Ростов – на – Дону

2013г.

План

Введение ……………………………………………………………..... стр.3

  1. Понятия формы (источника) права …………………………....стр.4
  2. Классификация форм (источников) права …………………… стр.6

2.1 Нормативно-правовой акт ………………………………….стр.7

2.2 Судебный прецедент ………………………………………. стр.8

2.3 Правовой обычай ……………………………………………стр.9

2.4 Принцип права …………………………………………….. стр.10

2.5 Правовая доктрина …………………………………………стр.11

2.6 Нормативный договор ……………………………………...стр.11

2.7 Религиозные тексты ……………………………………….. стр.12

2.8 Деловое обыкновение ……………………………………....стр.12

Заключение …………………………………………………………….стр.13

Список использованной литературы .........…………………………..стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о  формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним  из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической  литературе.

Во-первых, термин «источник права» используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.

Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия  всегда порождает определенные трудности  его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет  относить понятие источника права  к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права. Неслучайно отдельные ученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права и заменить его понятием «форма права»1. Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из них собственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности, они предлагали использовать «источник права» для обозначения материальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов, руководствуясь известным положением о том, что законодатель «не делает законов, не изобретает их, а только формулирует»2.

Таким образом, данная контрольная работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту, нормативному договору и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

1. Понятие  формы (источника) права

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. В отдельных работах последних лет этому понятию предлагается придать статус многозначного научного понятия, что, якобы, позволит исследовать все его смысловые значения в интересах развития общего понятия права и достичь определенных договоренностей, относительно его грамотного использования, в контексте теории государства и права3. При этом, по мнению Т.В. Гуровой, при использовании термина «источник права», целесообразно присоединение к нему дополнительных определяющих слов, очерчивающих сферу его применения: социальный источник, политический источник, формальный источник. Таким образом, у права имеются экономические, политические, идеологические, социальные источники, которые требуют правового закрепления, правового регулирования, т.е. побуждают принимать нормы права и влиять на их юридическое содержание. При этом следует учитывать, что право, относясь к сфере «должного», а не «сущего», имеет социальную природу; вне человеческого общества право не существует. Поэтому экономический источник - это не какая-нибудь материя, а деятельность людей в сфере экономики, результат этой деятельности, экономические ценности для людей, потребовавшие правового регулирования.

Важнейшим политическим источником права выступает государство. Абсолютное большинство правовых актов  в современных обществах появляется в результате правотворческой деятельности государства - будь то специально созданные  правотворческие органы - парламенты, законодательные собрания или прецедентная деятельность административных и судебных органов. Результатом их деятельности как раз и является появление новых правовых актов, отмена устаревших, изменение действующих.

Понятие «источник права» в формальном (собственно-юридическом) смысле в научный оборот ввели еще римские юристы. Марк Туллий Цицерон в работе «Об ораторе» писал: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица 12 таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов»4.

Источник  права в формально-юридическом  смысле - это внешняя форма выражения  и закрепления государственной  воли в различных документах, получивших официальное признание государства, в которых содержатся общеобязательные правила (правовые нормы).

Для более  глубокого познания проблемы источников права юридической наукой необходим  анализ юридических источников права. В литературе является общепризнанным положение, что непосредственным источником права или источником в формальном (юридическом) смысле являются способы  выражения государственной воли в качестве общеобязательных установлений, общеобязательных правил. Таковыми, прежде всего, являются нормативные акты (законы, указы, постановления, решения и т.д.). Кроме того, к источникам права в формальном (юридическом) смысле относят правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры. В связи с таким подходом к определению источников права отдельные авторы считают понятия «форма права» и «источник права» тождественными. Во многих учебниках данная тема зачастую обозначена, как «формы (источники) права» или, наоборот, «источники (формы) права», чем подчеркивается позиция (отношение) авторов к пониманию проблемы. Более правильно считать эти понятия не идентичными, а исходить из положения, что имеющиеся формы, то есть способы выражения во вне правовых установлений, общеобязательных правил (способы выражения государственной воли) - это и есть непосредственные источники права. Ведь на самом деле право возникает чаще всего и главным образом после того, как появляется закон, указ, прецедент, санкционируется обычай, заключается договор. Значит, данные формы государственного волеизъявления (их появление) служат юридическим источником возникшего права. Поэтому, на мой взгляд, отождествлять понятия «форма» и «источник» права не совсем точно5. Правильнее исходить из следующего положения: форма государственного волеизъявления - это непосредственный источник права. И в уточнении всего сказанного, следует сказать, что в юридической литературе понятие «источник права» используется еще в одном значении, в смысле источника познания права. А именно: источник права - это письменный документ, правовой памятник для научного исследования. Такие правовые документы когда-то были действующими юридическими актами. Они служат основой для познания правовых систем прошлых лет и веков. Например, «Законы 12 таблиц», «Законы царя Хаммурапи», «Русская правда», «Псковская судная грамота» и т.д. - это ценнейшие источники исследования права прошлых эпох.

2. Классификация  форм (источников) права

Мировая юридическая  практика насчитывает множество  форм - непосредственных источников права, среди них такие как: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные  тексты, правовая доктрина, юридическая  практика. Перечисленные источники  являются источниками права в  формальном смысле или непосредственными  источниками.

На выбор  и закрепление в национальной правовой системе того или иного  источника, то есть, на форму права (как и на форму государства) влияет множество факторов. Это особенности исторического развития государства, географическое положение страны, национальная психология, культура народа, менталитет нации, иностранное влияние и др. Рассмотрим более подробно основные источники права.

2.1 Нормативно-правовой  акт

Нормативный правовой акт является одним из самых  распространенных и основных источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих  или отмену устаревших правовых норм.

Признаки  нормативного правового акта следующие:

Во-первых, нормативный  правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов  местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного  волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание  нормативных актов заранее определены, они устанавливаются в Конституции, законе и других нормативных актах. Таким образом, компетенция, установленная  для органов издающих нормативные  акты, обуславливает юридическую  силу издаваемых властным органом нормативных  правовых актов. От юридической силы нормативного правового акта зависит  его место в правовой системе.

Второй признак  состоит в том, что в нем  формулируются и соответственно содержатся нормы права, который  представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному  кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правоотношений или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно до тех  пор, пока не будут отменены органом, их издавшим, вышестоящим органом  или в судебном порядке.

Третий признак  нормативного правового акта как  источника права состоит в  том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В НПА  должны содержаться обязательные признаки. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность  заключается в особом порядке  его подготовки, принятия, опубликования  и вступления в силу. Существует "технология" создания нормативного правового акта. Она состоит из "последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт"6. Такой порядок (на примере Российской Федерации) содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

Таким образом, нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Его использование позволяет  государству своевременно реагировать  на потребности развивающихся общественных отношений путем быстрого принятия правовых норм, обеспечивать нормативные  правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

2.2 Судебный  прецедент

Судебный  прецедент - это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному  делу, которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичных дел.

Можно отметить ряд характерных признаков судебного  прецедента, отличающие его от других источников права:

- Судебный прецедент создается только органом судебной власти, а именно высшими судебными органами.

- Судебный прецедент требует определенной юридической процедуры.

- Судебный прецедент обладает обязательностью применения.

-Судебный прецедент подлежит официальному опубликованию, как правило, в специальных сборниках.

Данные признаки наиболее полно раскрывают понимание  прецедента как источника права, поэтому можно дать более развернутое его определение: - это судебное решение высшего органа судебной власти по конкретному делу, вынесенное в рамках определенной юридической процедуры, содержащее правоположение, опубликованное в официальных сборниках и служащее обязательным правилом применения для аналогичных дел в будущем7.

2.3 Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается санкционированное  государственной властью общеобязательное правило поведения, сложившееся  на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения  и защиты8.

Обычай - исторически  самый первый и наиболее древний  источник права. В первых государствах писаное право создавалось первоначально  путем санкционирования устоявшихся  обычаев. По мере прогрессивного развития общества правовой обычай заменялся  другими источниками права, например, договорами, нормативными актами. Вместе с тем, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных  государствах, в частности, в странах  англосаксонской и мусульманской  правовых систем.  В системе источников российского права правовой обычай по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.

Информация о работе Формы (источники) права