Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Данная работа представляет огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: рассмотреть формы (источники) права. Задачи данной работы: изучить особенности нормативно-правовых актов, правового обычая, прецедента, правового договора.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Формы (источники) права 4
1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права 4
1.2. Виды форм(источников) права 7
1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов 8
1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности 12
III. Иные формы (источники) права 23
2.1. Правовой обычай 23
2.2. Прецедент 24
2.3. Правовой договор 25
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

Собственно сам реферат.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I.  ВВЕДЕНИЕ 3

II. Формы (источники) права 4

         1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права 4

         1.2. Виды форм(источников) права 7

         1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов 8

         1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности 12

III. Иные формы (источники) права 23

         2.1. Правовой обычай 23

         2.2. Прецедент 24

         2.3. Правовой договор 25

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право является одним из сложных  общественных явлений. При этом оно  вызывает к себе необычайно широкий  интерес человека. Для того чтобы  понять сущность права, его социальную природу, его универсальное назначение человечество затрачивает огромные интеллектуальные усилия. Тем не менее, каждый исторический этап развития общества, а, следовательно, и соответствующий  этап познания права приводят к состоянию, когда возникает необходимость  оценивать новые стороны правовой деятельности, формировать новые  определения понятия права.

Еще при  зарождении права происходил процесс  появления первичных юридических  письменных источников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений - производящей экономики. Тогда же подчеркивалась объективная нужда зарождающейся производящей экономики, раннеклассовых государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возникающих государственно-организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-экономической сфере общественно производящей экономики.

Данная работа представляет огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.

Цель работы: рассмотреть формы (источники) права. Задачи данной работы: изучить особенности нормативно-правовых актов, правового обычая, прецедента, правового договора.

 

 

 

 

I. Формы (источники) права

1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права

Право для  того, чтобы выступать в качестве регулятора общественных отношений  и выполнять другие функции, должно непременно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях  называют формой или формами права, в других источниками, а в-третьих, их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Источник  права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать как традиционно это делается в юридической литературе одновременно с разных сторон и в разных аспектах. А именно – во-первых, с этимологической стороны, с точки зрения общепринятого «расхожего» представления об источнике – его понятии и содержании как таковом.

Обратившись к отечественным и зарубежным толковым словарям, можно констатировать, что источник в этимологическом  смысле понимается, как: а) «то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо»; б) «письменный памятник, документ, на основе которого стоится научное исследование»; в) «исходные место или позиция, служащие основой для чего-либо».

Данное  представление об источнике, несмотря на то, что оно является весьма общим  и всеохватывающим, тем не менее позволяет определить дальнейшее направление процесса познания исследуемой материи в виде источников как таковых вообще и источников вполне конкретных явлений, институтов и учреждений в виде политики, экономики, культуры, идеологии и, естественно, права, в частности.

Во-вторых, под углом зрения источника права  как естественного – географического, климатического, биологического и иного  фактора, оказывающего непосредственного  внимание на процесс правообразования и опосредованное – на процесс правотворчества и, соответственно, на само право. Это – своего рода естественный источник права.

В-третьих, с точки зрения источника права  как социального, политического, идеологического, культурологического и иных подобных факторов, оказывающих прямое воздействие  на процесс правотворчества, а через  него, опосредованно,  - и на само право. Этот источник права можно  назвать, исходя из его природы и  назначения, социальным источником права.

В-четвертых, с материальной, точнее – с экономической  стороны, с точки зрения восприятия в качестве источников права экономических  факторов, существующих в том или  ином обществе и оказывающих на процесс правообразования, наряду с другими факторами, определенное влияние. Исходя из природы и характера данного источника права, его обычно называют материальным источником права.1

В большинстве  случаев понятие «форма права» в  учебной и научной литературе рассматривается как синоним  понятия «источник права». Здесь  не придается принципиального значения тем смысловым нюансам, оттенкам и незначительным различиям, которые  имеют термины «форма» и «источник».

Однако  в дореволюционной юридической  литературе и в современных научных  произведениях не все авторы эту  точку зрения разделяли и разделяют. Так известный русский ученый конца ХIХ – начала ХХ века Г.Ф. Шершеневич в «Общей теории права» высказывает мнение о непригодности термина «источник права «в виду своей многозначности». Он заменяет его термином «форма права» и понимает под ним «различные формы права, отличающиеся по способу выработки содержания норм», замечая, что выбор форм зависит всецело от государственной власти.  Однако и при употреблении категории «форма права» возникают споры относительно ее общего определения.

Термин  «форма права» имеет несколько смыслов. Даже самое приближенное ознакомление с термином и понятием «форма», содержащимися  в отечественных и зарубежных философских, толковых и иных словарях убеждает в этом.

Так, в  одних случаях категория «форма» (права, нравственности и т. п.) рассматривается в качестве выражения «внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой,

так и с  внешними условиями». В других — просто как «внешнее выражение какого-либо содержания». В-третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся в том числе государства и права. Только в одном, широко известном на Западе, толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия «форма», ставящих под сомнение тезис о целесообразности использования термина «форма права» вместо термина «источник права» лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разноречивых толкований.

С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права (закон, декрет, указ и т. п.) саму можно рассматривать в качестве «юридического» источника права, наиболее логичным и целесообразным является их использование, как идентичных терминов и понятий. Именно в этом «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила».2

1.2. Виды форм(источников) права

Анализ  юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что  в мире существовало и существует огромное множество

форм (источников) права.

Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие:

правовые  обычаи, нормативно-правовые акты государственных  органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства  общественными организациями, прецеденты.

Важными источниками римского права были деловые обыкновения - правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII—XIX вв.) считалась правовая доктрина.

В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная  книга ислама, сунны, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

Следует особо отметить, что представления  об источниках права, также как и  их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда были практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.3

 

1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов

Среди многочисленных форм (источников) права важное место  занимают нормативно-правовые акты государственных  органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми  актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

Нормативно-правовыми  актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.4

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется

конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами,

положениями о тех или иных государственных  органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются  также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его  издания.

Так, согласно действующей Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом в  нашей стране является Федеральное  Собрание (парламент), которое принимает  законы и постановления. Президент  как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.

Конституция определяет компетенцию различных  государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут  приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со ст.114 Конституции Российской Федерации  очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство  может издавать свои постановления  и распоряжения. Эти вопросы федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики, а также единой государственной политики в области  науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

Нормативно-правовые акты как источники права имею организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками  права. Они заключаются в следующем: во-первых в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно  отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов  применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.

И нормативно-правовые, и индивидуальные являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых – предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например в связи с выполнением условий договора купли-продажи). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Информация о работе Формы (источники) права