Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Данная работа представляет огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: рассмотреть формы (источники) права. Задачи данной работы: изучить особенности нормативно-правовых актов, правового обычая, прецедента, правового договора.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Формы (источники) права 4
1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права 4
1.2. Виды форм(источников) права 7
1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов 8
1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности 12
III. Иные формы (источники) права 23
2.1. Правовой обычай 23
2.2. Прецедент 24
2.3. Правовой договор 25
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

Собственно сам реферат.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Согласно  Конституции Российской Федерации  «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

Законы  как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и  взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами. Возьмем для примера законодательство России. На основе законов и в развитие содержащихся в них положений издаются постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции (наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер), «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 115). В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ч. 3 ст. 115).

В рамках действующей Конституции и федеральных  законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80—89).8

Наряду  с названными нормативно-правовыми  актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации — это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

Законы  как основные главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

На примере  законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90, п. 2).

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов распространяется на федеральные законы. Все это так называемые подзаконные акты.

Для подзаконных актов, как и  для любых НПА существуют свои требования:

1) При  подготовке и принятии нормативного  акта, прежде всего учитывается принцип деятельности издающего его органа:

-в органах  осуществляющих свою деятельность  на основе единоначалия издаются  приказы;

-коллегиальные  центральные органы, решающие вопросы  межотраслевого и общегосударственного  значения издают постановления.

2) Вид  нормативного акта должен соответствовать  его содержанию:

-инструкция устанавливает порядок исполнения другого нормативного акта или регулирует деятельность самого органа управления, его структурных подразделений, должностных лиц, подчиненных организаций;

-устав содержит нормы, определяющие компетенцию того или иного органа управления;

-разъяснение  издается только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и определяет порядок применения актов министерств и ведомств, а также законов и постановлений правительства.

3) Необходимо  придерживаться стандартных организационно-правовых  способов принятия нормативных  актов:

-приказы, постановления, инструкции имеют самостоятельное значение;

-уставы, нормы технического, методического характера, стандарты, нормативы являются актами организационно зависимыми;

-не следует облекать нормативные предписания в такие формы, как письма, указания, распоряжения, ибо это акты индивидуального информационного, разового характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Иные формы (источники) права

2.1. Правовой обычай

Помимо нормативно-правовых актов значительный теоретический и практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяются правовой обычай, прецедент и правовой договор.

Правовой  обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права.

Правовые  обычаи в основном имеют те же характерные  черты и особенности, что и  неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

На ранних стадиях развития общества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становились второстепенными его источниками.

С возникновением крупных государственных образований  и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не только не замедлился, а, наоборот, ускорился.

В настоящее  время правовые обычаи занимают незначительное место

в системе форм (источников) права  большинства стран. Однако их не следует  недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи

и др.).9

2.2. Прецедент

Важнейшее место среди форм (источников) права  ряда стран занимает

прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

Наиболее  распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие  свидетельствует о том, что в  странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.

Прецедент как источник права известен с  древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

Однако  постепенно многие, наиболее удачные  с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

Прецедент как источник права широко использовался  также в Средние века и во все  последующие столетия. В настоящее  время это один из

основных  источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

В дореволюционной  России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве

формы права, хотя и с оговорками о том, что  это некая дополнительная,

вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же полностью отрицали его как  самостоятельный источник права.

В послереволюционный период отечественная юридическая  наука

продолжала  традиции непризнания прецедента в  качестве самостоятельной формы (источника) права. Аналогичное отношение к  прецеденту наблюдалось и в большинстве  стран Восточной Европы, называвших себя

социалистическими.

В тех  правовых системах, где прецедент  традиционно признается, он

пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением,

а в случае нарушения содержащихся в нем  предписаний обеспечивается

государственным принуждением.

2.3. Правовой договор

Определенную  роль в правовых системах разных стран  играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.

В отечественной  и зарубежной практике правовые договоры имеют

место, например, во взаимоотношениях между государствами  и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко  строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями — субъектами Федерации. Всегда — между государствами, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно сослаться на Договор  об образовании

СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании  Закавказской федерации, заключенный  в марте 1922 г., и на другие аналогичные  акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Федерации в настоящее время.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что  с помощью договоров могут  регулироваться, кроме того, взаимоотношения  внутри субъектов Федерации. Так, согласно ч. 4 ст. 66 федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области — с другой.

Допуская  широкую возможность регулирования  отношений, возникающих между различными субъектами Федерации и внутри самих  субъектов, договором, российский законодатель в то же время официально закрепляет положение, согласно которому в случае несоответствия Конституции РФ положений  федеративного договора, а также «других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — действуют положения Конституции Российской Федерации» (п. 1 разд. 2).

Ярко  выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.10

Информация о работе Формы (источники) права