Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Данная работа представляет огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: рассмотреть формы (источники) права. Задачи данной работы: изучить особенности нормативно-правовых актов, правового обычая, прецедента, правового договора.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Формы (источники) права 4
1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права 4
1.2. Виды форм(источников) права 7
1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов 8
1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности 12
III. Иные формы (источники) права 23
2.1. Правовой обычай 23
2.2. Прецедент 24
2.3. Правовой договор 25
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

Собственно сам реферат.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание  срока исполнительных работ, тюремного  заключения и.т.п.). Однако это вовсе  не означает прекращение действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Аналогичным образом обстоит дело в сфере  применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права. Скажем, прекращение действия конкретного  трудового договора отнюдь не означает прекращение действия соответствующих  норм или институтов трудового права.

Нормативно-правовые нормы следует отличать от актов  разъяснения или толкования правовых норм. Различие заключается в характере, содержании и целях издания.

Если  нормативно-правовые нормы устанавливают  либо изменяют содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на 2 вида, или группы: законы и подзаконные акты. Основание  их классификации – юридическая  сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный  акт, в общей системе правотворческих  государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих  издаваемых актов.

В зависимости  от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе  устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные  акты, издаваемые местными органами государственной  власти, вверху иерархии – нормативно-правовые акты, издаваемые высшими представительными  органами. Эти акты – законы обладают высшей юридической силой по отношению  ко всем другим, подзаконным актам.

Наряду  с нормативно-правовыми актами государственных  органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными организациями.

Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых  партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и  не имеют юридической силы. Таковую  они могут получить лишь в двух случаях.

Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросы. Во-вторых, в случае предварительной  или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря  которым в случае необходимости  каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический  характер, а также придание юридической  силы актам общественных организаций  на основе специально изданного для  этого закона или иного законодательного акта.

1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности

На протяжении столетий закон, как форма (источник) права привлекал к себе повышенной внимание многих исследователей. Пытаясь  проникнуть в суть явления, именуемого законом, авторы многочисленных книг, статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, признаков, социальной роли и назначения. И весьма преуспели в этом.

За все  время изучения закона накопилась немалая  сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился стереотип. Вместе с  тем, осталось огромное поле деятельности для современных и будущих  исследователей.

Закон, как  и право в целом, не является застывшим  в своем развитии институтом, он постоянно изменяется и развивается  вместе с изменением и развитием  общества. В силу этого меняются в известной степени и взгляды  на него, его признаки, черты. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и создаются  неоднозначные о нем представления.

Иногда  закон рассматривается в самом  широком смысле – как синоним  понятия права, а точнее, законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Подзаконно понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма права, то есть общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».

Из этого  рассуждения следует, что первостепенная по значимости отличительная черта  закона – его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и  в любом ином нормативно-правовом акте. Если следовать такой логике, то любой акт должен рассматриваться  как закон.

Так и  происходит в обыденной жизни, обиходе. Здесь использование термина  «закон» для  обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, довольно распространено и вполне допустимо, ибо тем самым  подчеркивается важность соблюдения всех нормативно-правовых актов, а не только соблюдение законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с  другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в формы (источники) права снижает эффективность их применения.

По этой и по ряду других причин в научной  и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие  закона в узком, собственном его  смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о  законе на современном этапе его  дефиниции следующие. Закон – это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» 5 Или: закон – это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». 6 Или: «в юридическом смысле закон – нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений». 7

Специфические черты закона:

Во-первых, закон  – это нормативно-правовой акт, принимаемый  только высшим представительным органом  – парламентом (Федеральным Собранием  – в России, Конгрессом – в  США, парламентом в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом  смысле весь народ, или же непосредственно  самим народом путем референдума.

Данная  черта закона широко признана исследователями  многих стран и является довольно устоявшейся. Однако ее нельзя считать  общепризнанной как минимум по двум причинам.

Одна  из них заключается в том, что  в некоторых странах (например, в  США) наряду с высшими представительными  органами государственной власти в  качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные  органы (например, высшие судебные инстанции)

Вторая  причина состоит в том, что  референдум далеко не во всех странах  признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер.

Таким образом утверждение о том, что принятие закона только высшими представительными органами государственной власти или референдумом является его специфической чертой, хотя и широко признано, но отнюдь не бесспорно и не общепризнано.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

Данные  черты закона не раз подтверждались государственно-правовой теорией и  практикой многих стран и, как  правило, не подвергались сомнению. Констатируя  этот факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия писал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.

Однако  применительно к правовым системам Великобритании и некоторых других стран, где широко распространена в  качестве источника права судебная практика, вопрос о главенствующей роли  закона в системе форм права  трактуется неоднозначно и подвергается сомнению.

В-третьих, закон как источник права, исходящий  от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или  народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли».

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно—правовых  актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются  и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Чтобы убедиться  в этом, достаточно взглянуть на сферу конституционного регулирования  в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие различия, все они опосредуют  общественные отношения, касающиеся государственные  и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации  и деятельности государственных  органов, порядка законотворчества и др.

В-пятых, закон принимается, изменяется и  дополняется в особом законодательном  порядке. Законодательная процедура  существует в каждом государстве. Она  закрепляется, как правило, особыми  актами – положениями или регламентами высших органов государственной  власти является объективно необходимой.

В каждой стране существует свой собственный  и особый порядок принятия, изменения  и дополнения закона. Однако все  принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса законотворчества, начиная  с момента внесения законопроекта  в высший представительный орган, его обсуждения и утверждения и заканчивая опубликованием (обнародованием) принятого закона. В том случае, если закон принимается путем референдума, стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном законе о референдуме.

Будучи  весьма схожими между собой по способу формирования, юридической  силе, месту и роли в системе  права, законы, тем не менее, значительно  отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные  критерии классификации законов.

В зависимости  от значимости содержащихся в них  норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют.

К конституционным  законам относятся прежде всего сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Примерами последних могут служить Закон  о политических партиях Германии, издание которого предусмотрено  п. 3 ст. 21 Основного закона ФРГ 1949 г.; Закон о Правительстве Российской Федерации, принятие которого предусмотрено ч. 2 ст. 114 Конституции 1993 г. («порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»); Конституционный закон о Конституционном суде Италии, предусмотренный ст. 137 Конституции 1947 г.

Конституционные законы отличаются от текущих законов  и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения.

Так, согласно Конституции Франции (ст. 89) инициатива ее пересмотра принадлежит Президенту страны, «действующему по предложению Премьер-министра, а также членам парламента». Проект пересмотра Конституции или предложение об этом «должны быть приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом». Конституция предусматривает также, что никакая процедура по ее пересмотру «не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории» и что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

В отличие  от конституционных законов для  принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого  порядка или квалифицированного (в 2/з> 3/4 или же, как в Конституции Греции, 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия  в процедуре принятия и изменения  конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости  от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве  подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы. Например, согласно ст. VI Конституции США федеральные законы, «равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления».

Информация о работе Формы (источники) права