Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

При этом традиционно большое внимание уделяется вопросам, касающимся форм государства, т.к. необходимо понять, каким образом эта власть (в первую очередь верховная) организуется и почему является территориальной. Нельзя не заметить здесь разнообразия форм государства. Уже в Древнем мире философы предпринимали попытки выделить общие, характерные черты таких форм и классифицировать их.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .…...……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ...………4
1.2 Унитарное государство …...…………………………………….5
1.3 Федерация………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1 Форма государственного правления………………………….12
2.2 Монархия……………………………………………………….13
2.3 Республиканская форма правления…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19

Файлы: 1 файл

1 уст.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)

3) смешанная.

При формировании территориальных  федераций используется территориальный  географический метод (например, США, Германия), в национальных – по национальному  признаку. В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации  делятся на:

1) договорные (возникают в результате  объединения ранее независимых  государств в одно, для чего  подписывается договор об объединении);

2) конституционные (возникают на  базе ранее существовавшего единого  государства. В конституциях таких  государств, как правило, прописан  принцип территориальной целостности  страны, и субъекты федерации  не имеют права свободного  выхода из состава государства.  Россия, Германия, Бразилия)

Различаются федерации также и по характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами – на централизованные (Аргентина, Индия) и децентрализованные (Швейцария, США).

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ  ГОСУДАРСТВ: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА И  ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

 

2.1 Форма государственного  правления

 

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние, как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия.

Вопрос классификации форм правления волновал людей еще в древности. Философы выдвигали множество различных, зачастую противоречивых, концепций по форме правления.

Так, Платон в своем диалоге «Политик» выделяет семь форм правления. Наиболее лучшая – «образцовое государство», правитель которого руководствуется истинным знанием. Далее идут три формы правления – монархия, власть немногих и власть большинства – каждая из которых по признаку наличия или отсутствия законности делятся на два вида: царская власть и тирания, аристократия и олигархия, демократия с законами и без.

Аристотель в основу разделения форм правления положил критерий числа властвующих (один, немногие, большинство). Отсюда выделялись монархия, аристократия и полития – «правильные  формы», где правители во главу  угла ставят общую пользу. Они, в  свою очередь, могут вырождаться  в «неправильные», используемые правителями  для достижения личных целей: тиранию, олигархию и охлократию.

Цицерон также выделял  три простые формы правления  по числу правящих: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть, признавая возможность существования  и смешанных форм.1

В настоящее время выделяют две основные формы правления: монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

 

2.2 Монархия

 

Монархия (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола. Титул монарха может звучать по-разному: царь, король, император, султан, шах, герцог и т.д. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания,  Нидерланды, Япония и др).

Основными признаками классической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха.

В современном мире сохраняются  два исторических типа монархии –  абсолютная и конституционная.

Абсолютная (неограниченная) монархия – разновидность монархической  формы правления, характеризующаяся  юридическим и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются семь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.

Конституционная монархия –  особая разновидность монархической  формы правления, при которой  власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный  орган – парламент и независимые  суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVIIв. в результате буржуазной революции.  В современном мире конституционная монархия существует в двух видах: дуалистическая (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1954гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте) и парламентская монархия (Великобритания, Дания, Швеция).

  • Парламентская монархия – один из двух видов конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями, он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентской монархии монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при данном виде монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежат формальное верховенство среди других органов государства.
  • Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости, неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия. Так, при дуалистической монархии правительство несет двойную ответственность формально перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. Монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. К дуалистическим монархиям можно отнести Иорданию, Кувейт, Люксембург.

2.3 Республиканская форма  правления

 

Республика (лат. res – дело, publica – народ) –  форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Современной республике присущи  следующие признаки:

  • существование единоличного главы государства – президента, парламента и кабинета министров;
  • выборность на определенный срок главы государство, парламента и ряда других верховных органов государственной власти;
  • юридическая ответственность главы государства;
  • в случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;
  • высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

Выделяют три вида современных  республик: парламентские, президентские  и полупрезидентские (смешанные). Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Президентская республика характеризуется, в первую очередь, соединением в одном лице главы государства и главы правительства (в качестве основных полномочий можно ещѐ указать статус главнокомандующего армией). При этом глава государства избирается непосредственно населением путем прямых (страны Латинской Америки) либо косвенных (США) выборов.

Правительство ответственно не перед парламентом, а перед  президентом, который его формирует  и возглавляет. Парламент не может  вынести правительству вотум  недоверия, а президент не может  распустить парламент.

Парламент может влиять на действия президента через принятие законов, утверждение бюджета и  институт импичмента, а президент  наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. Характерной чертой президентской  республики является чѐткая реализация принципа разделения властей. Вместе с  тем перечисленные выше полномочия одной ветви по отношению к  другой являют собой систему «сдержек и противовесов» - действенный механизм гармонизации функционирования властей, позволяющий избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

Президентская республика обеспечивает большую стабильность власти, чем  парламентская республика (отсутствие частой смены парламента), однако она  может оказаться менее гибкой в кризисных условиях.

Классическим примером президентской  республики являются США.

Парламентская республика отличается ведущей ролью парламента в отправлении  власти. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой  ветви власти, а формируется парламентом  и ответственно перед ним. Таким  образом, принцип разделения властей в его классическом понимании не действует. В состав правительства входят, как правило, члены самого парламента – лидеры правящей партии (или коалиции). Правительство выполняет свои функции, пока имеет поддержку большинства в парламенте, после чего уходит в отставку. Парламент может выражать вотум недоверия правительству в целом, его главе, отдельному министру.

Важное место в парламентской  республике занимает глава правительства  – фактический глава государства. Президент является юридическим  главой государства, но, подобно монарху  в парламентарной монархии, исполняет чисто представительские функции. Президент избирается парламентом или собранием выборщиков. Президент не имеет права вето, права вводить чрезвычайное положение, права проведения референдума и право на отставку правительства или его главы

В парламентской республике очень трудно достигнуть политической стабильности, зачастую парламент распускается досрочно из-за распада коалиций. Потому реализация этой формы даѐт наилучшие результаты в государствах со сформировавшейся партийной системой и высокой культурой населения.

Современные парламентские  республики представлены такими государствами  как Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Польша.

Республика смешанная (полупрезидентская) - разновидность республиканской формы правления, при которой сочетаются элементы президентской республики с элементами парламентской республики. Президент (глава государства), как правило, избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и фактически значительными полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Глава государства имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Классическим примером смешанной республики является Франция.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ понятий «форма государственного правления» и «форму государственного устройства» как элементов формы государства показал, что несмотря на долгую историю изучения данных явлений, все еще нет единого мнения по многим вопросам начиная от понятий и сущностных признаков, и заканчивая классификацией и вопросами практического определения формы того или иного государства. Особенно актуальна проблема разграничения различных форм государства, особенно это касается форм правления. Сужение границ между формами, отсутствие тех или иных форм «в чистом виде» - вот характерная черта настоящего времени. По итогам работы можно сформулировать следующие выводы:

I. Форма правления –  элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, правовой статус и порядок образования еѐ органов, их взаимоотношения между собой и с населением.

II. Различают основные  формы правления: 

1. монархия – форма  правления, при которой верховная  власть полностью или частично  сосредоточена в руках единоличного  главы государства; 

2. республика – форма  правления, при которой верховная  власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением  на определенный срок.

III. Форма административно-государственного  устройства – элемент формы  государства, характеризующий внутреннюю  структуру государства, способ  его политического и территориального  деления, обуславливающий определѐнные  отношения органов всего государства с органами его составных частей.

IV. Различают основные  формы государственного устройства:

1. простые (унитарные);

2. сложные (федеративные).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста – М.: Зерцало, 2006. – 568с.
  2. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005.
  3. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2009. – 588с.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права.2-е изд., перераб. и доп. -‌М.: 2006. – 640с.
  6. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. – СПб, 2005. - 472с.
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 480с.

Информация о работе Формы государственного устройства