Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
 Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
 Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;

Файлы: 1 файл

кТГП 4.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

Теория государства и права  выделяет в форме государства  три основных, взаимосвязанных класса: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим. И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), а политический режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Изучая многообразие форм государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации.

 И это не случайно. Действительно  во всех этих случаях речь  идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но  только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном. Об  этом последнем - территориальном  - устройстве и говорится в  связи с национально-государственной  и административно-территориальной  организацией государства. Система  территориальных составных частей  (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

 Проблема территориального  устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории  государства, далеко вышедшей  за рамки города с окрестностями,  потребовали создания специальных  органов и учреждений для управления  периферией. Надо сказать, что  деление государств в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями.

 Учитывались при этом и  административные задачи — интересы  обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д.  В более крупных государствах  административно-территориальное деление  становилось ступенчатым: мелкие  единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники,  управлявшие мелкими единицами,  ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление  соответствующими крупными единицами.

Формы государства, так же, как его  сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и  навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что форма  государственного устройства является одной из важнейших проблем государственного функционирования. Решение данной проблемы заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам - путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.

Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму  государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к  политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).

Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.

Задачами курсовой работы являются:

  • Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
  • Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;

 Объектом исследования являются  формы государственного устройства.

 Предмет исследования – функционирование  форм государственного устройства  в ныне существующих и ранее  существовавших государствах.

 

  1. Понятие форм государственного устройства

В юридической литературе иногда высказывается предложение считать форму государственного устройства в качестве не отдельного и самостоятельного, а лишь конкретизирующего, дополнительного признака формы правления (В. П. Рожнова). При этом предлагается понимать под формой государства только форму правления.

Иногда, наоборот, понятие  «государственное устройство» употребляется  в широком смысле, им пытаются охарактеризовать (охватить) государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин «политико-территориальное устройство государства».

Но большинство авторов  под формой государственного устройства понимают территориальную организацию  государственной власти, взаимосвязь (соотношение) государства как целого с его составными частями.

Говоря о государственном  устройстве, мы выясняем вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т. е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью в государстве.

В юридической литературе термин государственное устройство (национально-государственное, национально-территориальное) нередко используется для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами, автономными образованиями).

В отечественной юридической  литературе предложен термин «территориальная организация публичной власти» (территориальная организация государства, территориальная организация государственной власти). Понятие «территориальная организация публичной власти», конечно, имеет свои положительные стороны, но его различное понимание может повлечь за собой смешение государственной власти и местного самоуправления, трактовку федеративного государства как административно-территориального деления.

Как правовой институт, государственное (национально-государственное, территориально-государственное) устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, устанавливающие способ государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей1.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что при наличии  одной и той же сущности государства  ему может быть свойственна различная форма государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции — унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы. Постигнуть сущность государственного устройства — это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства — категории далеко не совпадающие, разные.

При рассмотрении государства  как системы на первый план выступают  вопросы построения, компетенции  и процедуры деятельности органов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядка работы составных частей «правительственной машины», контроля общества над нею и т. п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники, в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территории как системы.

Как известно, одним из признаков  государства является наличие территории. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Территория — это  наиболее зримая часть государства. В ней наиболее емко ощущается  такой признак, как целостность. Целостность выступает непременным  условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.

Территориальная организация  государства может пониматься в двух значениях.

Во-первых, под территориальной  организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.

Во-вторых, под территориальной  организацией государства понимается организация его территории, определение  его составных частей и система взаимоотношений между ними.

Форма государственного устройства — категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как унитарными, так и федеративными.

 

  1. Классификация форм государственного устройства

В отличие от форм правления, организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения 
    этих органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными 
    государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Несмотря на важность такой характеристики государственного устройства страны, как административно-территориальное деление, степень централизации (децентрализации) в ней публичной власти определяется в зависимости от централизации (децентрализации) полномочий органов власти и управления различного уровня в отношении предметов ведения, относимых к их компетенции, в зависимости от типов взаимоотношений между центральными и региональными, местными властями, а также отношений региональных, местных властей в стране друг с другом. В соответствии с этим выделяют и виды государственного устройства:

  1. простые: унитарные государства (централизованные и децентрализованные);
  2. сложные: включают в себя государственные образования (федерация, уния, империя);
  3. межгосударственные союзы: конфедерация, протекторат и др.

Последние представляют собой специфические формы государственного устройства, поскольку единые централизованные управленческие структуры в их рамках (если таковые создаются) не являются центральными органами государственной власти в прямом смысле этого слова по отношению к органам власти объединившихся государств. Это специализированные учреждения, предназначенные для реализации сотрудничества в обозначенных при объединении целях.

Следует сказать  также, что уния многими отечественными авторами определяется как форма  межгосударственного союза. Это  представляется нам не вполне верным, так как взаимодействие государств и иных образований в рамках унии, а также конфедерации и протектората происходит во многом с использованием форм, характерных именно для внутригосударственного управления.

 

  1. Унитарное государство

Информация о работе Формы государственного устройства