Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
 Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
 Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;

Файлы: 1 файл

кТГП 4.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)

Совместные полномочия федерации и субъектов федерации — это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно ни федерацией, ни ее субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.

В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся:

  1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  4.   разграничение государственной собственности;
  5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры физической культуры и спорта;
  7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Эти полномочия необходимы для решения разнообразных проблем местного значения.

Следует отметить, что Российская Федерация строится по национально-территориальному и  территориальному принципам. Первый положен  в основу формирования республик  и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как  субъектов Федерации (в Канаде и  Индии — аналогичная федерация).

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действует двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Как и в любой  федерации, в России существует два  уровня государственного управления: уровень федерации и уровень  субъектов федерации. К особенностям России как федерации следует  отнести порядок избрания глав субъектов. В соответствии с законом представительные органы утверждают кандидатуру главы  субъекта федерации, предложенную президентом  страны.

 

 

 

  1. Заключение

История существования государства  свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная  организация государственной власти, соотношение государства как  целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

В курсовой работе отмечалось наличие  множества проблем, в существующих формах государственного устройства. Отмечались проблемы сецессии и проблемы полномочий субъектов. Следует отметить, что руководство стран признает существование таких проблем  и делает шаги в направлении их разрешения. К ним можно отнести  решение ООН о запрещении сецессии, о точном закреплении всех полномочий государства и его субъектов  в конституциях и предоставлении некой самостоятельности субъектам  унитарных государств. Однако множество  проблем связанных с устройством, полномочиями и самостоятельностью субъектов ждут решения.

 

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. А. С. Пиголкин, Ю. А. Дмитриев. Теория государства и права. М. «ЮРАЙТ высшее образование» 2009
  2. В. А. Кочев. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. Изд-во Пермского ун-та. 2000
  3. В. Д. Перевалов. Теория государства и права. Учебник. М. «Норма» 2008
  4. В. И. Червонюк. Теория государства и права. Учебник. М. «Инфра-М» 2009
  5. Л. М. Карапетян. Федеративное устройство и правовой статус народов. М. 1996
  6. Л. П. Рассказов. Теория государства и права. Учебник для вузов. М. «РИОР» 2008
  7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Изд-во Московского ун-та. 2004
  8. Н. М. Добрынин. Теория государства и права. Новосибирск. «Наука» 2006
  9. С. А. Авакян. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. 1997
  10. Т. Н. Радько. Теория государства и права. М. «Проспект» 2011
  11. Федеративные договоры
  12. Федотов Н. Н. Форма государственного устройства: автореф. Дис . М., 2000.

1 См.: Федотов Н. Н. Форма государственного устройства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 19—20.

2 Подробнее об этом см.: Riker, W. H. Federalism: Origin, Operation, Significance / W. H. Riker. – Boston, 1964. – P. 7; Чиркин, В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. - № 8-9; Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно – правовое исследование) / отв. Ред. Б. Н. Топорнин. – М., 2001. – С. 71-72.

3 См.: В. Е. Чиркин Государственная власть субъекта федерации, М., 2000

4 По территориальному принципу — это края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, по национальному принципу — республики, автономная область, автономные округа.

5См.: Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».

6 Подробнее об этом см.: Федеративный договор: Документы, Комментарий/ Л. Ф. Болтенкова, Г. А. Гаджиев, Б. С. Крылов и др.; предисловие – Р. Г. Абдулатипов. – М., 1992

 


Информация о работе Формы государственного устройства