Формирование и перспективы развития российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, опираясь на основные положения теории федерализма, была поставлена цель - провести анализ основных проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
-изучить и обобщить литературу по данной теметике;
- проследить за тенденциями зарождения федералистских идей и их практики в Советской России;
-рассмотреть развитие федерализма в постсоветский период

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава1. История развития федерализма в России…………………….
1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.
1.2 Развитие федерализма в постсоветский период………………………
Глава 2. Перспективы Федерализма в современной России………..
2.3. Особенности и проблемы современного российского федерализма
2.2. Перспективы развития российского федерализма……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Федерализм.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

- неработоспособность многих  актов,

- их низкое качество,

- декларативность,

- политическая ангажированность,

- оторванность от реальной  жизни,

- необеспеченность ресурсным  наполнением,

- дефектность с позиции  соответствия Конституции Российской  Федерации,

- рассогласованность принимаемых  актов с действующим законодательством,

- необходимость их коррекции  в процессе правоприменительной  деятельности,

- нестабильность законодательства,

- частое и спорадическое  изменение законов,

- широкое распространение  фрагментарного, «лоскутного» нормотворчества,  при котором в закон вносятся  поправки, по своему объему сопоставимые  с самим законом и меняющие  его смысл и предмет правового  регулирования,

- перегруженность законов  отсылочными нормами, нивелирующими  ключевую характеристику законов  как актов прямого действия.

Отличительной особенностью современного этапа законодательного обеспечения федеративной реформы  является централизация компетенции  на федеральном уровне, в результате чего гарантированная Конституцией Российской Федерации правовая автономия  субъектов федерации оказывается  фиктивной. Подавляющая часть правового  поля по-прежнему остается в юрисдикции федерального центра.

Конституционный Суд Российской Федерации играет в процессе совершенствования  законодательства о федерализме  одну из ведущих ролей, о чем свидетельствует  значительное количество его решений  в сфере федеративных отношений.

Как было установлено, федерализм представляет собой не только форму  государственного устройства, но и  принцип взаимоотношений центра и регионов. Взаимоотношения центра и регионов в последние годы формировались  в условиях укрепления вертикали  власти и в ХХI в. уже несли на себе отпечаток унитарности. Используемая в Российской Федерации схема разграничения предметов ведения и полномочий характерна для унитарных централизованных государств, и не в полной мере способствует сбалансированности социально-экономического становления России, ведет к явным перекосам в развитии регионов, их отставанию от общих темпов роста. Некоторые ученые видят в этом причину системного кризиса федерализма в России34. Существует мнение о том, что «вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения». Она оказалась следствием «федералистской революции» во всем мире: ныне почти 80% всего мирового населения проживает либо в федеративных государствах, население которых составляет более 2 миллиардов человек, либо в децентрализованных государствах с федеральным реструктурированием35. Сложности существуют и в том, что Россия не является национальным государством, это многонациональное государство, а ее республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения.

Тем не менее, сложно согласиться  с тем, что Россия - квазифедерация западного происхождения. Тенденции последних реформ основаны на тезисе о том, что поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда некая незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией РФ, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Хотя это не говорит о пагубности федерализма, а свидетельствует о необходимости системного подхода к модернизации правового регулирования федерализма в нашем государстве.

 

2.2. Перспективы развития российского федерализма.

 

Дальнейшее развитие российского  федерализма, направленное на упрочение  Российской Федерации, зависит от укрепления механизма его функционирования и охраны всего федеративного  устройства, закрепленного в Конституции  Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов.

Упрочение федерализма лежит  в сфере права, экономики, политики, стабильности, самочувствия граждан36. В то же время упрочение федерализма в нашей стране связано с решениями органов государственной власти по различным вопросам.

Структурная модернизация правовой системы российского федерализма  заключается в установлении системных  связей, и она неотделима от систематизации и кодификации права. В литературе можно найти мнение о том, что подобное достижимо посредством создания свода законов - единого, целостного акта, основанного на Конституции Российской Федерации и представляющего собой систему структурированных правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере федерализма.

Целью развития федеративной системы является достижение возможно большей устойчивости отношений  внутри системы37. Развитие федеративных отношений в России демонстрирует, что идея образования новых субъектов федерации путем укрупнения существующих не надуманна. Историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы не могут не вести к интеграции территориально близких субъектов федерации38. Само по себе укрупнение не принесет желаемого результата, если новые субъекты федерации будут неспособны самостоятельно обеспечивать нужды населения и отвечать по своим обязательствам.

По мнению профессора Глигич-Золотаревой, основными направлениями конституционно-правового регулирования структурного преобразования в Российской Федерации являются:

- создание однопорядковых в правовом и экономическом отношении регионов нового типа, развивающихся в едином темпе;

- постепенная симметризация федеративной структуры;

- обеспечение единства  правового, экономического, политического  и социального пространства;

- усиление механизмов, обеспечивающих  целостность системы;

- усиление горизонтального  взаимодействия между самостоятельными  территориями, развитие внутрисистемных  коммуникаций;

- сближение уровня социально-экономического  развития субъектов федерации;

- повышение степени самостоятельности  регионов, децентрализация полномочий  и ресурсов по принципу субсидиарности;

- собственно модернизация  структуры Российской Федерации39.

Реформирование законодательного обеспечения федерализма в нашем  государстве может включать также:

- обеспечение субъектов  Российской Федерации ресурсами,  достаточными для осуществления  возложенных на них обязательств, посредством предоставления им  доходных полномочий и стимулирования  эффективного распоряжения ресурсами  собственных бюджетов,

- формирование и оптимизация  механизмов ответственности руководства субъектов Российской Федерации за социально-экономическое развитие регионов,

- пересмотр действующего  порядка законодательного регулирования федерализма40.

Далее, одним из основных вопросов организации государственной  власти в современной Российской Федерации является вопрос о сосуществовании  в одном пространстве двух уровней  государственной власти: федеральной  и субъектов федерации. Тенденция  в решении этого вопроса в  последние годы очевидна. Федеральные  органы власти все больше тяготеют к методам унификации41. Понимание федерализма и статуса субъектов за последнее десятилетие подверглось значительным изменениям. Если в советский период понимание федерализма строилось на признании принципа добровольности вхождения субъектов и сочетания двух суверенитетов в одном государстве42, и, соответственно, формально отношения между Союзом и союзными республиками основывались на началах «кооперации», то современное российское государство признает государственный суверенитет только за федеративным государством. Как следствие, в настоящее время федеративные отношения в большей мере основываются на началах субординации, и в ближайшей перспективе таковыми и останутся.

Другой проблемой совершенствования  современного российского федерализма  является определение подхода к  дальнейшему строительству федерации. В своих исследованиях ученые ищут ответ на вопрос: есть ли необходимость  в учете национального фактора  при строительстве федеративного  государства. Кроме того, нет однозначного ответа и на другой вопрос: является ли федерализм решением национального  вопроса. Разброс мнений по этим вопросам чрезвычайно широк, как крайне неоднозначны и ответы на них. Одни ученые (М.В. Глигич-Золотарева, Н.М. Добрынин) полагают, что национальный подход к формированию федеративного государства был изначально ошибочным, поскольку государство должно выполнять свои функции независимо от национальных особенностей составляющих его частей, в то время как национальные интересы должны учитываться исключительно в рамках национально-культурной автономии. Понятие «общенародной» федерации, состоящей из национально-территориальных образований, изначально конфликтогенно и ведет в тупик 43. Другие же (Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Е.В. Чиркин) считают, что национальный фактор неразрывно связан с федерализмом. Чем сложнее по этническому составу населена страна, тем более необходим ей федерализм, ибо при этом сочетаются право на самоопределение и единство, целостность государства44, а национально-территориальный подход соответствует принципу международного права - принципу права народов на самоопределение.

Тенденций множество, и все  их перечислить невозможно, поскольку  многие являются скрытыми, тем не менее, если преобразования и будут происходить  в ближайшее время, то инициированы они будут, скорее всего, не народом, а федеральным центром и будут направлены на усиление федеральной власти для борьбы с последствиями экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие российского  федерализма - сложный процесс, обусловленный  историческими особенностями развития государственности России, распадом СССР, спонтанными процессами суверенизации бывших автономных республик и др. Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна, был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Федерализм зародился еще в древности, начал изучаться в средние века, а в более современном виде в нашей стране появился в советский период, хотя и был практически фиктивен.

Рассматривая тенденции  и противоречия процесса становления  российского федерализма, следует  подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических  и других закономерностей и тенденций.

Первые формы федерализма  в России возникли в силу необходимости  разрешения национального вопроса. Нужно признать в этом существенную специфику российского федерализма, отбрасывая проблему в проектах новых  моделей федеративного устройства. Федерализм в своих истоках зарождался как форма гражданского соглашения и имел более широкий смысл, нежели сегодня. И этот потенциал в развитии федерализма сохраняется. Федерализм, в историческом контексте, имеет вектор развития от формы государственного устройства к форме общественного устройства. Эта тенденция снимает напряженность в национальных отношениях там, где они есть. Расширение прав национально-культурных автономий видится как одна из перспективных форм развития и самоопределения национальностей, наряду с национально-государственными образованиям.

До настоящего времени  высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В курсовой обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.

Из наиболее существенных проблем является соотношение федеративных и централистских начал. Стоит задача четкого определения системы  федеративного устройства и, соответственно, системы власти, на что направлены административная реформа и реформирование федеративных отношений.

Безусловно, важную роль в  укреплении федеративных отношений  отводится осуществлению правового  процесса укрепления нормативной базы в стране, устранение конституционной  несогласованности центра и субъектов  Российской Федерации. Этот процесс, особенно активно проявляющий себя в последний  период - не всеми понимается правильно. Отдельные исследователи считают, что в России складывается система, которую можно назвать «унитарный федерализм», где баланс унитарной и региональной власти все больше смещается в сторону Центра.

В курсовой анализируется процесс разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления является, одной из наиболее насущных задач современного этапа развития российской государственности, причем задач глубоко практического свойства. Именно данный процесс определяет тенденции развития федерализма диалектику децентрализации и централизации, необходимость регионализации федеративных отношений.

Информация о работе Формирование и перспективы развития российского федерализма