Формирование и перспективы развития российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, опираясь на основные положения теории федерализма, была поставлена цель - провести анализ основных проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
-изучить и обобщить литературу по данной теметике;
- проследить за тенденциями зарождения федералистских идей и их практики в Советской России;
-рассмотреть развитие федерализма в постсоветский период

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава1. История развития федерализма в России…………………….
1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.
1.2 Развитие федерализма в постсоветский период………………………
Глава 2. Перспективы Федерализма в современной России………..
2.3. Особенности и проблемы современного российского федерализма
2.2. Перспективы развития российского федерализма……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Федерализм.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет  им. Н.Г. Чернышевского»

 

 

Факультет исторический

Кафедра политологии

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Политическая  регионалистика».

Тема: «Формирование и перспективы развития российского федерализма».

Специальность 030201.65 «Политология».

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Исторического факультета, 943 группы

Ермолин И.А.

Научный руководитель: доц., к.и.н.

Дроботушенко Е.В.

 

 

Допущен к защите

«__»______________20___г.

Зав. кафедрой____________Чита 2012г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава1. История развития федерализма в России…………………….

1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.

1.2 Развитие федерализма  в постсоветский период……………………

Глава 2. Перспективы  Федерализма в современной России………..

2.3. Особенности и проблемы современного российского федерализма

2.2. Перспективы развития российского федерализма……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Проблема становления  и развития федерализма в России  продолжает оставаться одной  из самых актуальных и дискуссионных  в теории и общественно-политической  практике. По меньшей мере два  обстоятельства обусловливают повышенный  интерес к исследованию федерализма.  Первое - это размышления о судьбе  российской государственности и  ее связи с судьбой федерализма  в России, второе - все более укрепляющееся  в мировой науке и политической  практике суждение об универсальном  характере федерализма как демократической  форме устройства крупных, регионально  - и этнически сложных государств  на принципах равенства, демократии  и социальной справедливости.

Основы и принципы нового федеративного устройства России были заложены Федеративным договором 1992 г. и закреплены в Конституции РФ 1993 г. Положения статьи 1 Конституции РФ о том, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство.» явились не столько констатацией факта, сколько определяли цель, модель будущего государства, которое еще предстоит построить, так как многое свидетельствовало о том, что РСФСР не была федерацией в точном значении этого понятия даже изначально1.

Прошедшие годы показали, что  становление федеративных отношений  в стране с вековыми традициями унитаризма идет противоречиво и с большими трудностями. Медленно создается полноценная  законодательная база федерализма. Демократические принципы и механизмы  федерализма с его приверженностью  к диалогу, компромиссу, терпимости и согласию тяжело внедряются в политическую и административную практику. Противоречия и упущения в формировании федерации, создании новых институтов федеративного государства и гражданского общества, которые во многом связаны с условиями переходного периода, а также все еще с сохраняющиеся конфликтность Центра с субъектами Федерации, национальный и региональный сепаратизм продолжают питать сомнения и зачастую лишают уверенности, что федерализация России есть именно тот путь, который сохранит ее целостность. И хотя всенародный референдум 1993 г. по проекту Конституции Российской Федерации высказался за федерацию, проблема сохранения государственно-территориальной целостности России остается ключевой и сегодня, особенно в контексте оценок причин развала СССР, который тоже был федерацией.

С принятием Основного  закона страна встала на путь создания такой модели федерации, которая  позволила бы рационализировать  осуществление государственной  власти, снять противоречия между  различными тенденциями государственно-территориального строительства. Однако теоретически отечественная  модель федерации была не полностью  продуманной, а анализ реалий федеративного  строительства свидетельствует  о несоблюдении многих базисных принципов  федерализма. Федерация в России постоянно находится в состоянии  реформирования в поисках современных  улучшений. Тем не менее, нельзя говорить о кризисе федерализма или  о его преждевременном характере, поскольку федеративными являются ведущие в экономическом и  политическом плане государства  мира. Федерализм как форма и содержание территориально-политической организации  государства не может не вызывать особый интерес в силу той роли, которую играют федеративные государства  в современном мире. В нашей  стране развитие федерализма имеет  длительную историю, основано на сложившихся  традициях. Все вышеизложенное свидетельствует  об актуальности исследования истории, современного состояния и перспектив развития федерализма в России.

Степень научной разработанности  темы. Федерализм с конца двадцатого столетия среди творчески и практически  значимых проблем социальной и политико-правовой жизни приобрел особое значение. Свидетельством этому является все большее внимание к нему отечественной и зарубежной научной литературы.

В первую очередь следует  выделить работы, посвященные общим  проблемам федерализма, ценность которых  заключается в том, что они отражают сущностные аспекты федерализма; обосновывают принципы федеративного устройства, отличающие данный тип территориально-политической организации государства от организации унитарного государства, с одной стороны, и от организации конфедерации - с другой. В работах Абдулатипова Р.Г., Болтенкова Л.Ф. «Опыты федерализма»2, М.В. Баглая, «Конституционное право Российской Федерации»3, Черепанова В.А. «Теория российского федерализма»4, получили отражение теоретически важные вопросы истории формирования и современного состояния российского федерализма, его особенности, тенденции и перспективы.

Большое количество работ  имеет целью исследование исторических этапов развития, специфики и различных  аспектов функционирования российского  федерализма. Выявлению истоков российской федеративной государственности посвящены работы ряда исследователей советского периода, в центре внимания которых находились вопросы теории и государственно-правовой практики советского федерализма,  Берендеев О.В. «Демократический централизм советской федерации»5, Златопольский Д.Л. «СССР федеративное государство»6,  Лепешкин А.И. «Советский федерализм»7. Рассматривая теоретические основы федерации, политическая наука советского периода основное внимание уделяла анализу советского федерализма как нового типа федерализма по своей экономической и политической основе, организационной основой которого являлся принцип демократического централизма.

Анализу различных сторон становления современного российского  федерализма посвящены работы Г.В.Атаманчука «Теория государственного управления»8, В.Н. Лысенко «Развитие федеративных отношений в современной России»9, В.Е. Чиркина «Современное федеративное государство»10.

К отдельной группе исследований можно отнести работы, А.Е. Козлова «Федерализм в Бельгии и в России»11, Е.Р. Кастеля «Германский федерализм: историко-правовое исследование»12, содержащие сравнительный анализ российской и зарубежных федераций, а также целиком посвященные изучению федеративного устройства других государств. Значение этих работ определяется сравнительным анализом российского опыта и опыта других федеративных государств.

Весьма продуктивен, а  также востребован сегодня теоретико-методологический опыт зарубежных авторов Елазара Д. «Сравнительный федерализм»13, П. Лейпхарта «Многосоставные общества и демократические режимы»14 Питерсона, Поль Э. «Цена федерализма»15, Токвиля А. «Демократия в Америке»16, и других.

Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования теориям федерализма, вопрос дальнейшей разработки проблем федеративного  строительства все еще остается актуальным.

Объектом исследования выступает становление федерации в России.

Предметом исследования является эволюция и современное состояние  процессов развития федерализма  в России.  

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, опираясь на основные положения  теории федерализма, была поставлена цель - провести анализ основных проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

-изучить и обобщить  литературу по данной теметике;

- проследить за  тенденциями зарождения федералистских идей и их практики в Советской России;

-рассмотреть развитие федерализма в постсоветский период;

-определить  особенности и проблемы современного российского федерализма;

-выявить перспективы развития российского федерализма.

Методология исследования. В соответствии с особенностями  темы, объекта и предмета исследования в работе применяется совокупность методов, позволяющих реализовать сформулированную цель и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.

Важным методом  в исследовании стал исторический подход, который позволил проследить эволюцию федерализма в России в течение многовековой истории Российского государства.

Существенную пользу оказала  методика сравнительного анализа, необходимого для выявления закономерностей  и различий в процессе разработки законодательной базы, касающейся административно-территориального устройства в СССР и современной  России.

В работе используется системный  метод. Применение указанного метода позволяет  делать обоснованные предположения  о степени необходимости решения  проблем возникающих вместе с  федерализмом, в совокупности с другими методами, вести целенаправленный поиск борьбы с ними.

Исследование опирается на принцип научной объективности, который предполагает непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, объединяющие параграфы, заключение и библиографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. История развития федерализма в России.

1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.

Родоначальником учения о  федерации считается Иоханнес Альтузиус , разработавший теорию «народного суверенитета» на основе принципа союза. Согласно этой теории, федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размеру союзами - начиная с семьи вплоть до государства17. Первой федерацией традиционно считаются Соединенные Штаты Америки. Время образования - конец XVIII в. Тогда же появился и сам термин «федерализм».

Эволюция федерализма  имеет свою многовековую историю, элементы федерации появились в древнем  и средневековом обществе. Еще  Аристотель, Платон и другие мыслители  того времени высказывали идею о  построении объединенных государств.

Протофедеративные начала территориально-политического устройства наблюдались в России с самых истоков зарождения государственности, обращение к элементам федерализма восходит к общественному устройству Киевской Руси18. В основе древнерусского федерализма лежал этнографический принцип, сохранивший свое значение и в современной России. Федерализм прошлого покоился на народно-вечевом строе, который в своем развитии приобретал черты анархической вольницы и вел народоправство к упадку и гибели.

Многие традиции протофедерализма в несколько видоизмененном виде дошли до наших дней и до сих пор определяют лицо современного российского федерализма. Среди них фиксация союзного характера государства в верховном договорном акте (ряде), значительная степень самостоятельности территорий, наличие в договоре положений об их исключительном ведении, установление центром (князем) общих основ организации власти в землях, финансовый и налоговый протофедерализм, наличие органа, представляющего территории, его участие в принятии общегосударственных решений, международная правосубъектность государства в сочетании с гарантией участия его составных частей во внешнеэкономической деятельности, обязательное рассмотрение органом, представляющим территории, вопросов войны и мира.

Тем не менее, федерализм в  современном понимании возник значительно  позже. Так Баглай М.В. выделял 3 исторические этапа развития федерализма:

1) создание основ социалистического  федерализма (1918-1936);

2) утверждение фактического  унитаризма в государственном  устройстве России (1937-1985);

3) реформы государственного  устройства перед принятием Конституции  1993 года19.

Большевики, будучи последователями  учения К. Маркса о диктатуре пролетариата, видели Россию, прежде всего, унитарным  государством. Однако революционные  события 1917 года и последовавший  за этим распад страны вынудили большевиков  несколько сменить ориентиры. Федерализм стал рассматриваться ими как  временная мера разрешения национального  вопроса. Поэтому федеративный характер Российской республики был установлен в принятой в январе 1918 года Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая затем вошла в Конституцию РСФСР. Съезд провозгласил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободы союза народов как федерация советских национальных республик20. Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года провозгласил объединение советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.

Информация о работе Формирование и перспективы развития российского федерализма