Форма современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время.Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Содержание работы

1)ВВЕДЕНИЕ……………3
2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5
3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11
4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15
5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18
6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23
7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25
8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26
9)Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 225.58 Кб (Скачать файл)

«Межгосударственные объединения - представляют собой постоянные образования государств, учрежденные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов при сохранении их суверенитета (1. 212 стр.)

Это объединения государств на основе их взаимных политических, экономических, социальных, военных и иных интересов.

В научной и учебной литературе выделяется довольно большое количество различных видов объединений государств. Основываясь на научной и учебной литературе можно констатировать тот факт, что к видами объединения государств относят империю, инкорпорацию, конфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию, фузию.

В истории межгосударственные объединения были известны еще в Древнем мире

(например, Ахейский союз). Классическим видом межгосударственного объединения

считается - конфедерация. Долгое время в доктрине в качестве формы государственных союзов рассматривалась только конфедерация, наряду с такими формами государственного устройства, как унитарная и федеративная. Несмотря на то, что первые конфедерации появились еще в средние века, отличительной особенностью конфедерации является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе.

 

Конфедерация-это объединение суверенных государств, как правило, на договорной основе,  которые образуются  для достижения определенных целей (экономических, политических, военных и др.) Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства.

Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

1. Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций  была образованна на основе  соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3.Конфедерация  не обладает суверенитетом, суверенитет  принадлежит государствам, входящим  в нее. То есть никакие решения  союзной власти не имеют силы  на территории государства, входящего  в состав конфедерации, без их  согласия.

4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это - вопросы войны  и мира, внешней политики, формирование  единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами  конфедераций.

5. В конфедерацию образуются не  все государственные органы, а  только те, которые необходимы  для осуществления задач, выделенных  по договорным актам.

6. В представительных органах конфедерации  делегаты представляют не территориальные  части или население одного  государства, а суверенитет государства.

7. Постоянно действующие государственные  органы конфедерации не обладают  властными полномочиями. Акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого  действия и адресованы к органам  власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит  право нуллификации, то есть отказа  в признании, либо отказа в  применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется  за счет добровольных взносов  субъектов конфедерации. Правом  непосредственного налогообложения  конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг  и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

12. Воинские формирования комплектуются  субъектами конфедерации, причем  нередко сохранялось их двойное  подчинение государственным органам  конфедерации и ее субъектам.

13. В конфедерации отсутствует союзное  гражданство.

 

Такое государственное устройство в настоящее время нигде не существует, хотя и делаются попытки создания конфедераций. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. Совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под ряду пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сене Гамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал - в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась.

 

Выделяются новые формы объединений государств, сформировавшиеся уже в ХХ веке – это содружество и сообщество государств, реже союз.

 

Содружество - редкое, организованное объединение государств, которые характеризуются наличием общих признаков, однородностью ( с 1991 г. Содружество Независимых Государств было создано как межгосударственное объединение бывших республик СССР). Эти образования помогают сохранить и сделать прочными сложившиеся между ними связи в различных сферах жизни.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе.

Союз — эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной

целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко,

потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно

встретить в России, например союз России и Белоруссии.  Этот союз является

политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и

языком.

 

 

 

 

5) В различных источниках литература этот элемент формы государства  может именоваться по-разному: и государственным,  и государственно-политическим, и политико-правовым режимом, однако все эти элементы говорят об одном и том же явлении.

В научном обороте понятие «политический режим» появилось не так давно, и оно является очень широким, сложным  юридическим понятием, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Государственно-правовой режим ( от лат. regimen  руководство, управление) - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе.

 

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

-степень  участия народа в механизмах  формирования политической власти

-соотношение  прав и свобод человека и  гражданина с правами государства

-гарантированность  прав и свобод личности

-характеристику  реальных механизмов осуществления  власти в обществе

-степень  реализации политической власти  непосредственно народом

-положение  средств массовой информации, степень  гласности в обществе

-соотношение  между законодательной и исполнительной  ветвями власти

-характер  правового регулирования  в отношении  граждан и должностных лиц

-тип  политического поведения лидерства

-учет  интересов меньшинства при принятии  политических решений

-доминирование  определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической  власти

-политическое  и юридическое положение и  роль в обществе силовых структур  государства (армия, полиция)

-политический  плюрализм, многопартийность.

 

Истории известны деспотические, тиранические, теократические, аристократические и т.д.

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на:

-тоталитарные

-авторитарные

-демократические

-переходные

 

 

Тоталитарный – это один из видов политических режимов, который характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

 

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, господствующей идеи 

Тоталитарное государство выступает как одна из составных частей тоталитаризма. Тоталитаризм как  тип политической системы возник в XX в. Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

При всей своей сложности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, к ним относятся следующие:

-наличие  одной официальной идеологии, которая  формируется политической партией, правящей элитой, политическим лидером. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, которая объявляется ведущей силой государства.

 

-тоталитарный  режим характеризуется централизмом. Центром этой системы является вождь. Вождь-лидер единственной правящей партии. Он объявляется самым мудрым, знающим, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Обычно это харизматическая личность.

- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к

всеохватывающей власти

- устанавливается монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до  мотивов поступков людей

- господство тоталитарного государства  над правом, отсутствие реальных  прав и свобод населения, система  физического и психологического  террора

- общественные отношения, которые  базируются на принципе «дозволено  только то, что прямо разрешено  законом»

- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации.

 

Тоталитарный режим был свойственен Италии, Германии, Советскому Союзу.

 

Авторитарный (от лат.  autoritas-власть, влияние, вес) - это политический режим, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы. Авторитаризм не столь жесток как тоталитаризм.

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.

Цель авторитарного режима - навести в стране порядок, обеспечить нормальные условия жизни общества.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями.

 

 

Признаки авторитарного политического режима: 

1) народ фактически отстраняется  от формирования государственной  власти и контроля за ее деятельностью

2) игнорируется принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3) ограничивается роль представительных  органов власти, хотя они и  могут существовать; 

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы

5) устанавливается полное преимущество  государства над правом

6) личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться  общедемократическими свободами, устанавливается  полный приоритет государства  над гражданином

7) отсутствует единая идеология (в  отличие от тоталитаризма здесь  не оправдывают свои поступки  стремлением к высоким целям)

8)ограниченный  плюрализм

 

Демократический - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) – народовластие.

  Это такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа, народ вправе участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Это режим, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

 

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

 

Признаки демократии:

1.признанием  народа источником власти и  носителем суверенитета. Именно  народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей  и может периодически сменять  их;

2. формально-юридическим равноправием  граждан и их равной возможностью  участия в политической жизни  страны;

3. наличием фундаментальных прав  и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой  со стороны государства;

4. принятием важнейших властных  решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство  выражает через институты демократии  свою волю;

5. правом меньшинства на оппозицию  при подчинении решениям большинства;

Информация о работе Форма современного государства