Форма современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время.Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Содержание работы

1)ВВЕДЕНИЕ……………3
2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5
3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11
4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15
5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18
6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23
7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25
8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26
9)Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 225.58 Кб (Скачать файл)

6. политическим плюрализмом, под которым  понимается наличие различных  автономных социально-политических  партий, движений, групп, находящихся  в состоянии свободной конкуренции;

7. системой разделения властей, при  которой различные ветви государственной  власти достаточно независимы  и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8. гласностью действий государственных  органов и должностных лиц, возможностью  беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9. выборностью основных органов  власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права  при тайном голосовании;

10. развитой системой органов местного  самоуправления, наиболее приближенных  к народу и компетентных в  решении местных проблем.

 

«Переходный режим-характерен для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти» (1.стр 220)

Это промежуточная форма политического режима, возникающая в результате ликвидации тоталитарного и авторитарного режимов в государствах.

Примерами переходных политических режимов могут служить режимы в постсоциалисти­ческих странах Восточной Европы, некоторых государствах СНГ, образо­вавшихся на месте прежнего СССР, в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.

Принципы переходного режима:

-принцип разделения властей с созданием системы сдержек и противовесов

-многопартийность  и идеологический плюрализм

-расширение  экономических отношений

-выборность  высших , региональных и местных органов власти

 

В переходном режиме  можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нём нет единой государственной обязательной для всех идеологии. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.

 

Таким образом, классификация политических режимов выглядит следующим образом: недемократические (тоталитарные, авторитарные), переходные и демократические режимы.

 

 

 

 

 

 

6) Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, которое строится на принципе разделения властей (ст. 10).

По форме правления Россия - Президентская республика, с элементами парламентской республики. В гл. 4 Конституции содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.

Высшим представительным (законодательным) органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхней) и Государственной Думы (нижней).

По форме государственного устройства Россия - федерация, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам.

Политический режим – демократический. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В России много территорий, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов ( на её территории проживает более 180 народов.)

Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.

Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.

 

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 Исходя из проделанной работы, можно сделать следующий вывод, что форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима, которые взаимодействуют друг с другом. 

На форму государства влияют различные факторы: тип государства, его территориальные размеры, национальный состав населения, исторические традиции и др.

Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов.

Некоторые авторы, рассматривая содержание формы государства, останавливаются только на форме правления, поскольку считают, что это основной формальный признак, характеризующий государственность,  и я полностью согласна с таким мнением.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные взгляды на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрение данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1) В. В Оксамытный «Общая теория государства и права» Москва 2011 (511 стр.)

2) В.В Лазарев, С.В Липель «Теория государства и права» Москва 2004 (527 стр.)

3) Н.И Матузов, А.В Малько «Теория государства и права»  Москва 2001 (771 стр.)

4) А.Б Венгеров  «Теория государства и права»  Москва 2006 (607 стр.)

5) В.К Бабаев, В.М Баранов «Теория государства и права» Москва 2004 (591 стр.)

6) С.С Алексеев, С.И Архипов «Теория государства  и права» Москва 2003 (595 стр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Форма современного государства