Форма современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время.Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Содержание работы

1)ВВЕДЕНИЕ……………3
2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5
3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11
4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15
5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18
6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23
7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25
8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26
9)Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 225.58 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С.ГРИБОЕДОВА»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:

«ФОРМА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

очной формы обучения

юридического факультета

 Петрова  Ангелина Юрьевна

Научный руководитель: доктор юридических наук

Виталий Васильевич Оксамытный

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 год

ПЛАН:

1)ВВЕДЕНИЕ……………3

2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5

3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11

 

4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15

5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18

 6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23

7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25

8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26

9)Список используемой литературы……………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время. Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер. 

Подход  к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которых в процессе общественного развития обогащаются, наполняются новым содержанием. Более полное представление формы государства даёт анализ трех ее составляющих частей: формы правления, формы устройства и формы государственного режима.

Но что же собой представляет каждая из составных частей формы государства? Об этом я расскажу далее  в своей курсовой работе.

 

Целью учебной работы является изучение форм государства.

Задачами курсовой работы, в связи с указанной целью, являются:

-рассмотрение понятия формы государства

-анализ  формы правления и ее виды

-изучение государственного устройства

-исследование формы государственно-политического режима

-рассмотрение  соединения государств

-анализ особенностей формы государства в современной России.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 6 глав, заключение, список использованной литературы.

1) "Форма государства-это совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры, и национальной самобытности народа" (1. стр 191 Оксамытный)

Изучить государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Форма государства неустойчива, изменчива, так как на протяжении многих веков, под влиянием различных факторов, она всегда изменялась и развивалась.

Форму государства, как я уже говорила, характеризуют три структурных элемента, три составные части, которые взаимосвязаны между собой:

-форма правления – это такая форма государства, в которой отражены порядок образования, структура и полномочия высших органов государства. Основные формы правления: монархия и республика.

-форма государственного (территориального) устройства, которая характеризует взаимоотношения между центральными и местными властями. Выделяют два основных вида государственного устройства: унитарное и федеративное.

-форма государственно-политического режима, которая в свою очередь представляет систему методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Можно выделить четыре типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический и переходный.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных частей (правления, государственного устройства, политического режима). Но такое понимание сложилось не сразу, поначалу шли споры и дискуссии в научной литературе, о том какой же, из этих трех составляющих элементов, отдать приоритет при определении понятия "формы государства".

Рассмотрев форму государства в историческом аспекте можно сказать, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего определяла форму правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в 17-18 веках, когда начала складываться такая форма как федерация, а категория «политическим режим» возникло, по мнению многих авторов, и вовсе в 20-х годах 20 века. Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлением федераций положение изменились. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные взгляды на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрение данной темы.

Таким образом, форма государственного правления дает возможность уяснить следующие моменты:

1) как создаются  высшие органы правления государства, и какого их строение

2) как строятся  взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами

3) как стоятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны

4) в какой  мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать  права и свободы гражданина.

Необходимо чтобы народ уважал свою страну, ее законы и вкладывал все силы для того чтобы их государство всегда было достойным, лучшим, процветающим.

 

 

 

 

 

2) В осмыслении государства особое место занимает форма правления, ведь именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть. Еще в Древнем мире философы и мыслители, такие как Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, рассматривали различные формы правления. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления является «законная власть немногих» - аристократия.

Аристотель попытался разработать классификацию по критерию формы правления и выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию. Ему принадлежат различные обозначения разновидностей той или иной формы государств, той или иной формы власти: демократия(власть народа), аристократия(власть элиты, избранных, охлократия(власть толпы), олигархия(власть немногих) и т.д

Традиции древних мыслителей переняты современностью. В настоящее время теория государства и права может предложить более глубокое, обоснованное, правильное, понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства.

"Форма  правления-это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением"

(2, стр 107)

Таким образом, она показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Различают две основные формы правления - монархическую и республиканскую.

Различие между которыми можно провести, указав на юридические и иные признаки, которые свойственны им.

В настоящее время в мире насчитывают около 50 стран, причисляемых к монархиям.

Монархия - в переводе с греческого данный термин означает «власть одного, единовластие», является весьма древней формой правления.

Монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти (король, царь, император, фараон, князь, герцог, и т.д) на основе его собственного права, и переходит, как правило, по наследству. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. То есть народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме.

 

Монархии бывают двух видов: неограниченная монархия (абсолютная) и ограниченная монархия.

При неограниченной монархии вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Характеризуется полным бесправием народа, отсутствием представительных учреждений.

Монарх ни с кем не делит верховную власть: сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если привлекает советников, то их советы для него не обязательны, власть монарха является пожизненной, а также полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства (например за нанесение личного оскорбления).

Такими были восточные деспотии (Древний Египет, Древний Китай и др.), где монарх (фараон, император) обладал необъятной и неограниченной властью. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, признается естественным неравенство людей, но при этом все (даже высшие сословия) считаются подданными монарха и обязаны ему повиноваться. Там провозглашаются всеобщая любовь и преданность монарху, безграничное доверие к нему. Народ никакого участия в управлении государством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие традиции.

Абсолютные монархии существовали и в эпоху рабовладения (например, античная Римская империя), однако наиболее часто встречающейся формой правления монархия была в эпоху средневековья. Для периода феодальной раздробленности была характерна раннефеодальная монархия, когда в каждом отдельном княжестве или графстве был свой единичный правитель, являющийся носителем верховной власти на своей территории. С преодолением феодальной раздробленности и централизацией государства появляется такая форма правления, как сословно-представительная монархия, где наряду с монархом существуют органы, представляющие разные сословия, с которыми монарх вынужден считаться при решении важнейших вопросов (например, в России в XVII в. Земский собор при царе). Эта монархия уже является частично ограниченной.

Ограниченная (конституционная) монархия - она предполагает максимальное ограничение власти монарха. Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. Здесь уместна поговорка: "Король царствует, но не управляет".

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.)

Ограниченные монархии делятся на два вида: парламентарные и дуалистические.

Парламентарная отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства или по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что «монарх царствует, но не правит».

По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символические монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой значимой роли в управлении государства, а играет роль символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

Дуалистические монархии существуют (например, в Марокко, Иордании, Кувейте).

Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия является переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.

 

"Республиканская форма правления - тоже весьма древняя форма государственной организации общества. Она зародилась в рабовладельческих государствах (например, в демократической Афинской республике, где органы власти избирались гражданами Афин). В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась не часто.

«Республика - (в переводе с латинского - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами»

Информация о работе Форма современного государства