Формы правления в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.
Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:
‒ исследовать понятие и сущность форм правления;
‒ определить особенности классификации форм правления;
‒ рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и классификация форм правления 5
1.1 Формы правления: понятие и сущность 5
1.2 Классификация форм правления 11
2 Характеристика форм правления в российском государстве 19
2.1 Монархическая форма правления 19
2.2 Форма правления современного российского государства 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Понятие и классификация форм правления 5

1.1 Формы правления: понятие и сущность 5

1.2 Классификация форм правления 11

2 Характеристика форм правления в российском государстве 19

2.1 Монархическая форма правления 19

2.2 Форма правления современного российского государства 25

Заключение 32

Список использованной литературы 34

 

Введение

 

 

Современные государства  различаются не только особенностями  историко-культурных традиций, уровнем  социально-экономического развития, спецификой политико-территориального устройства, но и многообразием моделей организации  публичной власти. Наличие иных отличительных  черт не мешает классифицировать государства  на определенные группы по тем или  иным основаниям.

Государства, построившие  свою систему органов государственной  власти и способы их взаимодействия на основе принципа разделения властей, имеют различные формы правления. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную существует во многих монархиях и республиках. Форма правления обуславливает особенность воплощения принципа разделения властей, модель этого разделения, способы взаимодействия между органами различных ветвей государственной власти.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что одним из политико-правовых критериев, с помощью которого можно различать государства, является – форма правления, которая характеризует порядок (способ) образования и организацию высших органов государственной власти. Форма правления раскрывает: способ, используемый при образовании высших органов государственной власти; субъект, осуществляющий верховную власть, его ответственность перед населением; структуру высших органов государственной власти; порядок разграничения компетенции между высшими органами государственной власти; степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

На выбор и функционирование любой формы правления существенное влияние оказывает ряд факторов: история страны, культура, традиции, религия, менталитет, внешнее окружение, опыт других государств, прежде всего  соседних, экономическая обстановка, конфликты в обществе и др. А  потому то, что пригодно для одних  стран, совершенно не подходит другим.

В России предложения изменить существующую форму правления появляются регулярно. Критикуется в основном большой объём полномочий президента РФ и поэтому предлагается учредить системы с ограниченным в полномочиях главой государства.

У каждой формы правления  есть свои положительные и отрицательные  стороны, а потому возвеличивание одной  формы и жёсткая критика всех других – это крайняя позиция. Взвешенная позиция предполагает выявление достоинств и недостатков систем в контексте институциональных, политических, экономических, социальных, культурных и прочих условий их возникновения и функционирования. К тому же те или иные черты могут по-разному проявиться в различных ситуациях, а значит, не могут быть однозначно отнесены ни к разряду позитивных, ни к разряду негативных характеристик системы

Объект данной курсовой работы составляют формы правления.

Предметом исследования являются особенности функционирования форм правления.

Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.

Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:

    • исследовать понятие и сущность форм правления;
    • определить особенности классификации форм правления;
    • рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;
    • проанализировать форму правления современного российского государства.

1 Понятие и классификация форм правления

 

1.1 Формы правления: понятие и сущность

 

 

Несомненно, понятие «форма правления» можно отнести в разряд наиболее значимых элементов системы теоретико-правовых знаний. Тем не менее, несмотря на многолетний опыт активных исследований, при определении данного понятия до сих пор возникает множество разногласий, обусловленных различными причинами, анализ которых, конечно, будет содействовать поиску путей их преодоления и формированию единого подхода к определению анализируемого понятия.

Согласно распространенной в учебной литературе точке зрения, смысл понятия «форма правления» в различные периоды истории  воспринимался неоднозначно1. В древности отмечалось отождествление мыслителями формы правления с формой государственного устройства и даже были попытки определения одного понятия через другое. В период аграрного общества суть понятия усматривается лишь в определении порядка замещения высшего поста в государстве – путем наследования или выборов2. На этапе разложения феодального строя и становления индустриального общества, сопровождающемся ослаблением монархической власти, вопрос о способах передачи власти становится менее актуальным. В последующем, в условиях укрепления института народного представительства, отмечается развитие альтернативной концепции, рассматривающей форму правления и политический режим с позиций элементной структуры формы государства; поэтому все большее внимание при определении формы правления уделяется способам организации взаимоотношений и распределению полномочий между главой государства, парламентом и правительством, то есть реализации принципа разделения властей3.

Представляется, что отмеченное непостоянство понимания формы  правления является одной из существенных преград на пути к определению  данного понятия.

В первую очередь необходимо отметить, что при описанном выше подходе рассматривается эволюция смыслового значения понятия «форма правления». Однако, обратившись к первоисточнику, выясняем, что Аристотель, одним из первых попытавшийся сформулировать определение исследуемого явления, использует термин «государственное правление». Именно это понятие и отождествляется им с государственным устройством в утверждении: «верховная власть повсюду связана с порядком государственного правления, а последний и есть государственное устройство»4. При этом, несмотря на то, что формулировки определений, разрабатываемые мыслителями начала двадцатого века, отличаются иным составом включаемых признаков, определяемым понятием все еще выступает «государственное правление». Вместе с тем отметим развитие плюрализма взглядов, обусловленное, в том числе и субъективным фактором понимания. В частности, В.М. Хвостов и Б.Н. Чичерина все большее внимание уделяют устройству и организации верховной власти5, Н. М. Коркунов акцентирует внимание на составе и организации госучреждений6. Зарождение элементного подхода к понятию «форма государства», связываемое отечественными учеными В.О. Тененбаумом7 и Е.И. Шакотько8 с начавшимся после Второй мировой войны повышением самостоятельности методов правления по отношению к структуре государственных институтов и наблюдающимся разрывом между формальной и практически действующей системами государственной власти, привело к появлению двух самостоятельных понятий – «форма правления» и «политический режим», которые ранее мыслились в едином термине «государственное правление». И это несмотря на то, что в теоретико-правовой науке различных стран выделение элементного состава формы государства происходило не одновременно. Например, зарубежными учеными данный теоретический подход, как уже было отмечено, связывался с усложнением государственных институтов, развитием народного представительства и был реализован чуть раньше, чем в отечественной доктрине. Однако именно развитие представлений о триединстве элементов формы государства способствовало появлению самостоятельного понятия «форма правления», соответственно, на рассмотренном этапе происходит становление понятия как такового, а не переосмысление его значения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса понимания исследуемого института наблюдается отождествление фактически различных по содержанию понятий – «форма правления» и «государственное правление», подмена одного из них другим, что создает ложное представление о непостоянстве значения понятия «форма правления», затрудняя формулировку его определения.

Если рассматривать «форму правления» как составной элемент  системы теоретико-правовой науки, то можно предположить, что она  неразрывно связана с иными смежными звеньями данной системы, а следовательно, возможность переосмысления значения понятия под влиянием изменяющихся тенденций понимания таких смежных элементов системы научных знаний теоретически допустима. Тем не менее, как известно, любая наука стремится к однозначности своих терминов и строгой определенности их смыслового значения, что вполне объяснимо и крайне важно для понимания сути изучаемых процессов и явлений. Представляется, что предложенный подход не может способствовать установлению стабильности терминологии теоретико-правовой науки. Более того, учитывая, что все элементы системы научных знаний так или иначе связаны между собой, а изменение подхода к пониманию одного из них неизбежно влечет переосмысление значения смежных, то, в случае достоверности высказанной гипотезы, наблюдалась бы цепная реакция, финалом которой, вероятно, должно было бы стать обновление значения всей терминологии теории права. Исходя из этого, представляется, что становление новых научных концепций понимания формы правления должно происходить не за счет изменения значения известных терминов, а путем введения новых9.

Что же касается описанного изменения понимания формы правления  под влиянием различных социально-политических процессов, то здесь необходимо отметить, что в силу своей масштабности подобные социально-политические изменения  не могут происходить одномоментно.

Таким образом, еще одной  существенной проблемой рассмотренного подхода является то, что даже в  научной среде одного государства  в один и тот же момент времени возможно сосуществование «старой» и «новой» концепции понимания рассматриваемой категории, не говоря уже обо всем многообразии подходов, одновременно сосуществующих в мировой доктрине в целом. Указанное обстоятельство также, безусловно, затрудняет выработку консолидированной позиции научной общественности по вопросу определения исследуемого феномена государственности.

Отдельно необходимо рассмотреть  влияние на процесс определения  термина «форма правления» субъективного  фактора, который выражен особенно ярко в силу специфики определяемого  явления.

В отличие от эмпирически  познаваемых объектов, свойства и  признаки которых в любой момент времени могут быть достаточно однозначно определены и проверены любым  познающим субъектом, исследуемый  феномен государственности мыслится исключительно на понятийном уровне и требует применения рациональных методов познания – суждений и умозаключений, которые, трансформируясь сквозь призму сознания конкретного ученого, налагают на результат исследования ярко выраженный отпечаток субъективизма, порождая в научной среде множество противоречий, связанных не только с определением, но и с терминологическим обозначением определяемого явления. Отметим, что наряду с термином «форма правления» также употребляются «модель правления», «институт правления», «вид правления», «система правления». Представляется, что данные понятия не являются тождественными, тем не менее, определяются они весьма схожим образом. Таким образом, еще одним препятствием на пути разработки единого подхода к определению исследуемой категории является недостаточная ясность в вопросе ее терминологического обозначения.

Выделяется несколько подходов к определению формы правления. Сторонниками узкого подхода форма правления связывается прежде всего с правовым положением главы государства. Наиболее широкая трактовка дополнительно включает отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Существуют и промежуточные варианты определения, в том числе включающие конкретный перечень органов государственной власти, относимых к разряду «высших». В основном в данный перечень входят глава государства, парламент и правительство, однако, нередко он дополняется органами судебной власти, конституционного контроля и даже прокурорского надзора10.

Следует помнить, что определение института формы правления исключительно с позиции правового положения главы государства является слишком узким и в полной мере не способно раскрыть содержание исследуемого понятия. В случае отсутствия у главы государства реальных полномочий по осуществлению власти в государстве, исследование его правового положения может быть полезно скорее для типологизации формы правления того или иного государства, нежели чем для понимания его сути. Фактически, за рамки определения выносится правовое положение иных органов, которые наделены реальными властными полномочиями и осуществляют управление без учета мнения главы государства, либо же в силу принципа разделения властей обладают специфической компетенцией и управляют страной наравне с ним. В то же время включение в определение формы правления конкретного перечня указанных органов также приводит к сужению ее понимания, поскольку существуют государства, где не реализован принцип разделения властей, либо же в силу иных причин могут отсутствовать органы управления, упоминаемые при определении. С другой стороны, слишком широкие формулировки, содержащие множество признаков, также неприемлемы, поскольку при определении формы правления конкретизация присущих данному институту признаков не может продолжаться бесконечно. Иначе говоря, имеется некий рубеж, на котором явление определяется достаточно точно, но при этом его базовые признаки, лежащие в основе дефиниции, сохраняют определенную степень абстрактности. В таком случае многие специфические черты формы правления, проявляющиеся в государстве, либо свойственные отдельной группе государств, остаются не охваченными общим определением, поскольку формам правления других государств они не присущи. Как представляется, данная проблема может быть решена посредством классификации потенциально создающей возможность фиксировать признаки форм правления отдельных государств, которые в силу свей специфики не могут быть включены в общую дефиницию формы правления.

Итак, в государствоведении сложилось устоявшееся понятие формы правления. На сегодняшний день, в силу рассмотренных проблем и противоречий, еще рано говорить о наличии в научной среде теоретиков-правоведов единого мнения относительно вопросов понимания и определения формы правления. Разрешение этих проблем будет способствовать разработке емкой и точной дефиниции, признание которой обеспечит единообразие в трактовке понятия «форма правления».

1.2 Классификация форм правления

 

Специфичность той или  иной формы правления, по мнению ученых разных лет, зависит не только от определенной совокупности объективных факторов, но и основывается, прежде всего, на особенностях культурно-исторического  развития народа, его политико-психологической  воли, ментальности.

И.А. Ильин считал, что форма  правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или  республиканским правосознанием народа. «Каждый народ и каждая страна, – писал И.А. Ильин, – есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой», именно поэтому «каждому народу причитается своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему»11.

Эти и другие взгляды позволяли  классифицировать государства на определенные группы (типы) с одной стороны  республики, с другой монархии. При  этом еще античные мыслители подразделяли все известные формы правления  на правильные и неправильные. По мнению нашего современника Б.А. Осипяна «все правомерные и неправомерные типы государства можно условно подразделить на монархии и парламентские республики, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие им разновидности»12.

«Юридическое различие между  монархией и республикой, – подчеркивал известный русский юрист Ф. Кистяковский, – нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти»13. В свою очередь Н.М. Коркунов рассматривал в качестве основного признака при классификации формы правления на монархии и республики политическую ответственность главы государства14.

Деление форм правления на две основные группы – монархии и республики является консервативным, устаревшим и такая классификация изжила себя. С учетом современного развития государства как такового назрела необходимость в разработке новых подходов к классификации форм правления, что позволит провести определенного рода их систематизацию. Ведь порой возникают некоторые сложности в идентификации формы правления того или иного государства, а способ формирования главы государства как основное отличие республики от монархии утратил свое былое значение.

Информация о работе Формы правления в современном государстве