Формы правления в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.
Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:
‒ исследовать понятие и сущность форм правления;
‒ определить особенности классификации форм правления;
‒ рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и классификация форм правления 5
1.1 Формы правления: понятие и сущность 5
1.2 Классификация форм правления 11
2 Характеристика форм правления в российском государстве 19
2.1 Монархическая форма правления 19
2.2 Форма правления современного российского государства 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

В этой связи логичен был  бы вывод о том, что российская модель организации государственной  власти в силу фактического отсутствия парламентской ответственности  Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской  республики. Однако наличие у Президента права роспуска одной из палат  российского парламента противоречит классическим представлениям о данной форме правления.

Таким образом, проведенный  анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными  особенностями. При этом критика  российской формы правления идет с двух позиций – правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти и др. Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.

Основной недостаток российской формы правления – склонность к авторитаризму. Характерно тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.

Следует согласиться с  мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»56.

Критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.

Можно отметить такое достоинство формы правления современной России, как ее иституционализированность, при этом уровень ее институционализации не является низким. После 1993 г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993 г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом.

Адаптивность российской системы правления проявилась и  в том, что она осталась прежней  при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.

Изложенное позволяет  прийти к выводу, что форма правления  Российского государства приближена к близкой по своим типологическим характеристикам модели организации  государственной власти, квалифицируемой  как президентская форма правления. Вместе с тем, сохраняющие принципиальные отличия от этой модели государственного устройства, указывает на несовпадение конституционно установленной формы  правления с типологическими  характеристиками президентарной формы правления.

С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления  Российского государства квазипрезидентской республикой, или субпрезидентской, то есть близкой (сходной) по своему значению с президентской формой правления. Данный вывод является наиболее точным в оценке организации государственного устройства современной России. Представляется, что и в практическом значении вывод о президентальной форме правления в современной России является перспективным, в наибольшей мере отвечающим практике российского конституционализма.

Заключение

 

 

Спор о лучшей форме  правления – один из наиболее давних. На протяжении веков шёл поиск такой модели организации власти, которая отвечала бы определённым критериям (представлению о народном благе, всеобщих интересах и т. п.) и подходила бы всем. Политические мыслители прошлого пели дифирамбы то царской власти, то аристократии, то демократии, то ограниченной монархии, то различным разновидностям республики. В последние десятилетия интерес учёных и политиков к этой проблеме усилился в связи с тем, что переход от авторитарных режимов в странах третьей и четвёртой «волн» демократизации неизбежно сопровождался выбором той или иной формы правления. Практически повсеместно этому выбору предшествовала широкая дискуссия о лучших институтах и наиболее приемлемой системе власти.

Сегодня в качестве лучшей модели редко выступает монархия. В основном образцами, достойными подражания, объявляются президентская, парламентская, полупрезидентская, смешанные системы. Сторонники президентской системы обычно превозносят такие её качества, как сильная исполнительная власть, получение президентского мандата из рук народа, система сдержек и противовесов, стабильность. Парламентской системе приписываются иные достоинства: дееспособное и ответственное правительство, широкие возможности для оппозиции в парламенте, чередование власти. В последние десятилетия в качестве альтернативы президентской и парламентской системам рассматривается смешанная модель власти.

Парадокс исторического  развития отечественной государственности  заключается в том, что верховная  власть российской державы периодически меняет вектор политической эволюции основных институтов публичного управления, колеблясь между двумя противоположными полюсами: традицией и инновацией в организации оптимальной формы  правления. В результате этих метаморфоз русский народ время от времени погружается в состояние гражданской войны, хаоса, беззакония и социального раскола.

 Вместе с тем любая  форма правления (монархия или  республика) представляет собой  совокупность учреждений государственного  аппарата, структурируемых и взаимодействующих  друг с другом благодаря национальному  праву.

В то же время при анализе  особенностей российской формы правления, обращается внимание на следующее: во-первых, не следует все недостатки организации  и функционирования власти приписывать  только форме правления. Дело в том, что в России большую роль играют неформальные практики в процессе принятия решений. Многое определяет «теневая»  борьба заинтересованных групп в  администрации президента и правительстве, а также влияние групп интересов  на исполнительную власть; во-вторых, у  российской формы правления есть и преимущества. К их числу обычно относят: сильную президентскую  власть, которая необходима в «переходных» условиях; президента как гаранта  Конституции, прав и свобод, стабильности в стране; демократичность прямых президентских выборов; ясный выбор  электората при неразвитой партийной  системе; преемственность и последовательность политического курса; малый риск прихода к власти экстремистов и  радикалов.

До сих пор нельзя однозначно определить к какому виду (разновидности) республики относится российская форма правления. Следует отметить, что при идентификации формы правления российского государства, анализируя при этом одни и те же положения конституционного текста, ученые приходят порой к диаметрально противоположным выводам.

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). –  М.: Инфра-М, 2013. – 48 с.
  2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 3.
  3. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 9. – С. 14-18.
  4. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 621 с.
  5. Аникушин А.В. Форма правления: особенности понимания и определения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 197-201.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.  – М.: Норма, 2007. – 541 с.
  7. Балытников В., Иванов. В. Конституционная модернизация: обновляя – сохранять, сохраняя – обновлять // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2000. – № 2 (31). – С. 117-120.
  8. Блажич Н. И. Модели разделения властей в правовом государстве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – 21 с.
  9. Василик М.А. Хрестоматия по политологии. – СПб.: Питер, 2000. – 569 с.
  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2009. – 607 с.
  11. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006. – 453 с.
  12. Иванов В. О форме государственного правления. URL: http://raikkonen2007. livejoumal.com/74948.html.
  13. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1995. – 469 с.
  14. Ильин И.А. Почему мы верим в России: Сочинения. – М.: Эксмо, 2006. – 369 с.
  15. История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 453 с.
  16. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. – М.: Правда, 1989. – 653 с.
  17. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. – 632 с.
  18. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. – М.: бр. Башмаковы, 1912. – 306 с.
  19. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернин. – М.: ЦКИ МОНФ, 1997. – 702 с.
  20. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Лекции по общему государственному праву. – СПб., 1894. – 324 с.
  21. Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 60-62.
  22. Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 61-63.
  23. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. – М., 2003. – С. 5-12.
  24. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 687 с.
  25. Медушевский А. Политический режим и конституционные изменения // Российский конституционализм: политический режим в региональном контексте: межрегион. семинар, Великий Новгород, март 2000: сб. докладов. – М., 2000. – С. 20-29.
  26. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. – 536 с.
  27. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации, Конституция и политическая практика. – М., 1996. – 149 с.
  28. Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 24-26.
  29. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. –  М.: Экономическая газета, 2001. – 415 с.
  30. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 288 с.
  31. Симеон Полоцкий. Жезл правления // Избранные сочинения. – СПб.: Наука, 2004. – 280 с.
  32. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность. – М.: Флинта, 2007. – 278 с.
  33. Солоневич И.Л. Белая империя. Статьи 1936–1940 гг. – М.: Вече, 1997. – С. 77. – 286 с.
  34. Степанов В.Л. К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма: Фрагмент из Московского сборника 1896 г. // Родина. – 1993. – № 4. – С. 65-67.
  35. Тенебаум В. О. Введение в общую теорию государства. – Саратов, 1976. – 112 с.
  36. Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2009. – 563 с.
  37. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – 456 с.
  38. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 569 с.
  39. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Российский имперский союз-орден. – СПб.: Комплект,1992. – 674 с.
  40. Философия права Б. Чичерина. – М.: Типолитография Тов. И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. – 337 с.
  41. Хвостов В. М. Общая теория права. – СПб., М., Варшава, Вильно, 1914. – 144 с.
  42. Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – № 4. – Осень 1993. – С. 12-15.
  43. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004. – 258 с.
  44. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 21-23.
  45. Шакотько Е. И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. – первого века н.э.): автореф. дис. ... канд. юр. наук. – Свердловск, 1988. – 22 с.
  46. Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. – М.: РОССПЭН, 1999. –  535 с.

1 Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность. – М.: Флинта, 2007. – С.29.

2 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 22.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2009. – С. 125.

4 Василик М.А. Хрестоматия по политологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 178.

5 Хвостов В. М. Общая теория права. – СПб., М., Варшава, Вильно, 1914. – С. 22. 

6 Философия права Б. Чичерина. – М.: Типолитография Тов. И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. – С. 231.

7 Тенебаум В. О. Введение в общую теорию государства. – Саратов, 1976. – С. 97.

8 Шакотько Е. И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. – первого века н.э.): автореф. дис. ... канд. юр. наук. – Свердловск, 1988. – С. 12.

9 Аникушин А.В. Форма правления: особенности понимания и определения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 197.

10 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2009. – С. 129.

11 Ильин И.А. Почему мы верим в России: Сочинения. – М.: Эксмо, 2006. – С. 31.

12 Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 25.

13 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. – М.: бр. Башмаковы, 1912. – С. 298.

14 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Лекции по общему государственному праву. – СПб., 1894. – С. 255.

15 Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 60.

16 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 180.

17 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – С. 90.

18 Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. – С. 592.

19 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 21.

20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.  – М.: Норма, 2007. – С. 141.

21 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004. – С. 134.

22 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004. – С. 134.

23 Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – С. 84.

24 Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006. – С. 367.

25 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. – С. 248.

26 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 256.

27 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007.

28 Иванов В. О форме государственного правления. URL: http://raikkonen2007. livejoumal.com/74948.html

29 Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 62.

30 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 140.

31 Там же.

32 Симеон Полоцкий. Жезл правления // Избранные сочинения. – СПб.: Наука, 2004. – С. 42.

33 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 142.

34 Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: Экономическая газета, 2001. – С. 125.

35 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 145.

36 Кавелин К. Д. Наш умственный строй. – М.: Правда, 1989. – С. 223.

37 Степанов В.Л. К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма: Фрагмент из Московского сборника 1896 г. // Родина. – 1993. – № 4. – С. 66.

38 Там же. – С. 67.

39 Степанов В.Л. К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма: Фрагмент из Московского сборника 1896 г. // Родина. – 1993. – № 4. – С. 70.

40 Солоневич И.Л. Белая империя. Статьи 1936–1940 гг. – М.: Вече, 1997. – С. 77. 

41 Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1995. – С. 124.

42 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Российский имперский союз-орден. – СПб.: Комплект,1992. – С. 98–99.

43 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М.: Инфра-М, 2013. – С. 3.

44 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. – М., 2003. – С. 5.

45 Балытников В., Иванов. В. Конституционная модернизация: обновляя – сохранять, сохраняя – обновлять // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2000. – № 2 (31). – С. 117.

46 Блажич Н. И. Модели разделения властей в правовом государстве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – С. 7. 

47 Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – № 4. – Осень 1993. – С. 12.

48 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации, Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 19.

49 Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – № 4. – Осень 1993. – С. 12.

50 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернин. – М.: ЦКИ МОНФ, 1997. – С. 351. 

Информация о работе Формы правления в современном государстве