Форма государства:исторический опыт и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение образования

«Международный гуманитарно-экономический  институт»

Факультет заочного обучения


 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Общая теория права»

 

 

НА ТЕМУ

«Форма государства:исторический опыт и современные проблемы»

 

 

 

Выполнил:Студентка 1 курса,группа №101,

Правоведение.

Стельмашонок Т.П.

 

 

 


Минск 2013г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5

ГЛАВА 2 ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9

2.1 Понятие формы правления 9

2.2 Особенности белорусской республики 12

ГЛАВА 3 ФОРМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17

3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17

3.2 Особенности белорусского унитаризма 18

ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25

4.1 Понятие политического режима 25

4.2. Особенности белорусского политического режима 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В теории государства и  права, равно как и в некоторых  иных общественных науках, рассматривается  проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества,  на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные  аспекты данной проблемы.

Важность четкого определения  формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства – это организация государственной власти,структура ее органов,совокупность методов осуществления власти

Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование  государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные  части, структуру, методы осуществления  государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства и его форма стала  рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а  затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как развитие современного миране не стоит на месте, постоянное изменение экономической и политической ситуации на международной арене показывает, в той или иной степени, об устойчивости форм государственного устройства. Отсюда следует важность понимания основ, касающихся форм государственного устройства и самого процесса трансформации государств в те или иные формы, так как от этого будет зависеть последующая политическая ситуация как внутри государства,так и в отношении с другими государствами.

Необходимо отметить, что  в данной работе использовалась литература по теории государства и права.

Исходя из актуальности указанной  темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  1. раскрыть понятие и структуру формы государства;
  2. рассмотреть форму правления в Республике Беларусь.Определить понятие формы правления, а также особенности белорусской республики;
  3. рассмотреть форму государственного устройства Республики Беларусь, определить понятие «форма государственного устройства, а также раскрыть особенности белорусского унитаризма;
  4. освятить вопрос политического режима в Республике Беларусь.Определить понятие политического режима и особенности белорусского политического режима.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Термин «форма государства» употребляется в различных значениях. Во многих науках – это понятие, используемое для выделения данного  явления (формы государства) из других явлений государственности; в понятии  взятые в виде абстракции признаки отражают существенные стороны формы  государства в их взаимосвязях, образующих определенную целостность.

Для действующего права той  или иной страны, прежде всего для  ее конституционного права, форма государства  – это правовой институт (в разных характеристиках – комплексный  институт или комплекс институтов), система внутренне согласованных  норм данной отрасли права, регулирующих реальное явление (форму), в их правовых взаимосвязях.

В политических науках, государствоведческих дисциплинах форма государства  понимается как один из институтов государства (государственности) в  соответствии с различными подходами  к понятию института. Она изучается  этими отраслями науки как  фактическое явление, существующее зачастую в соответствии с конституционными нормами, а в ряде без такого соответствия и даже в противоречии с ними. В общей теории права форма государства изучается как конкретный комплексный институт, имеющий свои особенности в каждой стране, даже если для характеристики такого института или его составных частей используется одно и тоже название. При одинаковом названии президентские республики США и Кении – не одно и тоже явление, индийский федерализм отличается от канадского, методы управления в парламентарной монархии Таиланде во многом не похожи на методы управления в парламентарной монархии Великобритании и т.д. Для сравнительного государствоведения все эти особенности имеют первостепенное значение.

Создавая понятие формы  государства, различные авторы оперировали  тремя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, политический (с другой точки зрения – государственный) режим. Рассматриваемое понятие конструировалось на основе сочетания трех, двух элементов. Отдельные авторы сводили его к одному из них (к политическому режиму). В настоящее время в отечественной науке обычно используется трехэлементная характеристика: форма государства рассматривается как совокупность форм правления (структура и взаимоотношения трех высших органов государства – главы государства, парламента и правительства), государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономия)  и государственного режима (методы осуществления государственной власти).

Элементный подход к форме  государства имеет практическое значение и широко применяется в  учебных целях. Используя его  в научных исследованиях обращают внимание на единство (а не просто совокупность) элементов, составляющих форму государства. Но на деле это единство часто предстает  все же как механическое соединение элементов, а не как единство целостной  системы, обусловленное его внутренними  связями и ее отношениями со средой (прежде всего социальной, национальной, социокультурной средой и т.д.). Характеристика формы государства нередко дается лишь через ее элементы, определения  же формы в целом обычно ограничиваются общефилософскими понятиями. Такой  подход не может быть признан безупречным, тем более что в последние  десятилетия некоторые конституции (например, Турции 1982г., Сальвадора 1983г., Никарагуа 1987г. и др.) не ограничиваются упоминанием о формах правления  и государственного устройства, а  содержат более общий термин –  «форма государства».

Системный подход предполагает учет не только элементов с их качествами, но и связь между ними, образующих единое целое (форму государства), а  также связи элементов с этим целым, ибо целое вступает вовне  как новое образование, а не только через свои элементы. Связи элементов  играют огромную роль в возникновении  данной совокупности, ее было бы невозможно получения путем обычного примыкания друг к другу двух, трехэлементов. Более того, путем таких связей создается новое качество, присущее форме государства, которое не принадлежало ни одному из элементов, взятых отдельно.

С этой точки зрения, не только форма государства составляется из элементов, но и традиционно называемые три элемента представляют собой  лишь главные стороны формы государства, в которых она проявляется, не исчерпывая своих качеств до конца. Наряду со структурой и взаимоотношениями  трех высших органов государства (форма  правления), федерализм и унитаризм (форма государственного устройства), методами государственного режима (разными  в условиях демократии, авторитаризма, тоталитаризма) форма государства  находит свое проявление в организации  и порядке деятельности органов  государства на местах, в системе  и деятельности органов правосудия (существование особой системы административных судов, рассматривающих жалобы граждан  по вопросам управления, накладывает  особый отпечаток на деятельность всего  государственного аппарата), в существовании  или отсутствии специальных органов  контрольной власти, в характере  «материальных придатков» государства (существование воинской обязанности и альтернативной службы или только системы волонтерского набора в армию). Таким образом, мы подходим к пониманию формы государства с более широких позиций, чем это нередко принято в литературе.

Форма государства, как и  любая форма, определяется его содержанием, ибо форма всегда есть организация содержания. Таким содержанием является государственная власть: та или иная форма государства создается и изменяется с тем , чтобы наиболее эффективно осуществлялась государственная власть. Для этой цели образуются органы государства, устанавливается определенное административно-территориальное деление, применяются те или иные методы осуществления государственной власти.

Вместе с тем, форма  государства определяется не только содержанием «первого порядка» – государственной властью как таковой, но и зависит от конкретного социального содержания последней.

Рассматривая связи содержания и формы, исследователи нередко  ограничиваются социальным содержанием. Более внимательный анализ, однако, свидетельствует, что содержание государства  имеет и другие стороны. Оно включает такие отношения, которые связаны  с наличием управленческой элиты  и необходимого кадрового состава  для выполнения организационных  задач, отношения, вытекающие из экологических  проблем, из взаимосвязей с другими  государствами и т. д. Да и само социальное содержание нельзя сводить  только к отношениям классов и  социальных слоев, как это нередко  бывает. Социальное содержание включает национальные, этнические отношения, отношения  территориальных коллективов –  определенных регионов государства  даже при одинаковом этническом составе  их населения, проблемы, связанные с  положением женщин и т.д.

Понятие формы государства  в юридической литературе обычно дается путем перечня тех трех слагаемых, о которых говорилось выше. Иногда добавляется четвертый  элемент – политическая динамика. Этот «перечневый подход» воспринят  и в политологии, но определенные формы государства принимает  там все же более синтезированный  характер. Еще короче оно в некоторых  философских работах, где акцент делается, прежде всего, на связи содержания и формы. Видимо, необходимо каким-то образом обобщить перечневый характер определения, а с другой стороны, не утратить его позитивных моментов, сведя определение к очень  общей формулировке. Представляется, что можно было бы охарактеризовать форму государства, как особый комплексный  институт государственности, следующим  образом: это – обусловленная  содержанием государства (прежде всего  социальным, но не только им) организационно-функциональная структура государственности, выражающая способ организации и осуществления  государственной власти в совокупности всех ее ветвей, включая методы прямой и обратной связи с населением.

 

ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Понятие формы правления

В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наружный вид или внутреннее строение какого-либо предмета[1, c.489], зачастую определяющего процессы собственного становления и развития в объективной действительности. В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция «формы правления», неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. Плюралистическое толкование данной категории обусловлено тем, что многочисленные юридические школы отталкиваются в интеллектуальном осмыслении формального конструирования верховной власти суверенных держав от двух фундаментальных философских точек зрения: идеалистической или материалистической[2, c.128]. Первая рассматривает идею как основополагающую сущность материи, выраженной в форме, а вторая опирается на внешние, осязаемые признаки вещественного развития общественных отношений и явлений, определяющих их структуру и предназначение.

В целом, следует признать, что, несмотря на значительные различия в подходах к определению формы  правления, эти теоретические позиции  имеют и ряд общих методологических установок.

Во-первых, они признают зависимость  функционирования человеческого общества от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридические, нравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей.

Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы