Форма государства:исторический опыт и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Термин «полупрезидентская республика», хотя и получил распространение в научной литературе, нельзя признать удачным, а его широкое использование - оправданным. Безусловно, при его введении в научный оборот имелось в виду, что данная форма правления имеет черты как президентской, так и парламентской республики. Однако сама частица «полу-» имеет собственную смысловую нагрузку: «неполный», «частичный», «половинчатый». Исходя из этого, напрашивается вывод (особенно для неспециалистов), что полупрезидентская республика - это некая «ограниченная», «незаконченная» президентская республика. Соответственно создается впечатление, что власть главы государства в полупрезидентской республике слабее, чем в президентской.

Сравнительный анализ конституционного законодательства различных стран  и мировой практики государственного строительства показывает, что это  совершенно не так. Полномочия президента в полупрезидентских республиках  весьма обширны, ему принадлежит  ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой  форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную  власть в целом, персонифицирует  ее облик. Таким образом, глава государства  в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной  фигурой, чем в президентской, в  которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную.

Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика»  дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более  точно отражает правовую сущность рассматриваемой  формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время отдельными учеными-правоведами уже предприняты  попытки определения подобных форм правления, объединяя их политический и юридический аспекты. Так, В.Е. Чиркин, например, утверждает, что Россия - «полупрезидентская, полупарламентская республика с  доминирующим положением Президента в  структуре власти» [13; с.292].

Представляется целесообразным дать подобное определение и форме  правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления  в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко  и однозначно.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти.Данное определение наиболее адекватно отражает сущность действующей в стране системы организации государственной власти.

 

ГЛАВА 3 ФОРМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства

В зависимости от размера  территории, географического положения (наличие выхода к морю, гористой местности, водных границ и т.д.), особенностей исторического развития и плотности  населения каждое государство нуждается  в территориальной организации  публичной власти, отвечающей его  задачам и интересам, которые  обусловлены необходимостью осуществления  им внутренних и внешних функций: экономической, политической, социальной, военной, фискальной и т.д.Кроме того, после определенных порогов численности  граждан и площади подвластных  земель появляется необходимость разделить  их на административно-территориальные  единицы: округа, штаты, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды, волости  и т.д. Вследствие этого возникает  потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Существующие в мире державы  имеют различные виды государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной  власти, указывающая на характер взаимоотношений  между государством как целым и его частями, между отдельными регионами и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.

Такое определение формы  государственного устройства позволяет  дать ответы на следующие вопросы:

  1. из каких структурных единиц состоит государство (городов, районов, областей, краев, республик, округов, штатов, земель, кантонов и т.п.);
  2. каков правовой статус этих образований с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, абсолютная подчиненность;
  3. каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и ее структурных подразделений;
  4. какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный;
  5. сколько систем высших органов государственной власти имеется в одном государстве: одна или несколько.

В теории государства и  права существуют различные подходы  к градации политико-территориальной  организации власти в государстве. Например, А.М. Осавелюк говорит об унитарной и федеративной форме государственного устройства[14, c.660]. В.Я. Любашиц дополняет этот перечень конфедерацией и содружеством[15, c.112].

В учебном пособии под  редакцией В.К. Бабаева выделяется два вида территориальной организации государств: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации)[16, c.96].

Вместе с тем из данной классификации необходимо исключить  конфедерацию, т.к. она представляет собой временный, переходный, надгосударственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный  для решения общих задач и  целей (обороны, технического сотрудничества и т.д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свобода выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему.

Прежде всего, необходимо отметить, что сложные государства  представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных  государственных образований; а  простые являются едиными государствами, разделенными на административно-территориальные  единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т.п.) и не имеющими в  своем составе других государств или государственных образований.

3.2 Особенности белорусского унитаризма

Унитарное государство - это  единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственной  независимости не обладают. Это самая  преобладающая форма государственного устройства в мире.

Конституция Республики Беларусь1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство, обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику.Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  1. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство, Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. Проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.
  3. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы. Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).
  4. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
  5. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;
  6. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
  7. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.

К Административно-территориальным  единицам Республики Беларусь относятся  территории: а) в границах которых  создаются и действуют местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы; б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько  Административно-территориальных единиц: области, районы, сельские советы, города трех типов (г.Минск, города областного подчинения, города районного подчинения), поселки городского типа 3 видов (городские, курортные, рабочие).

Административно-территориальные  единицы Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том  числе примерное равенство размеров территории и численности населения. Деление территории государства  на определенные части осуществляется в целях:

  • эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • реализации прав, свобод и законных интересов;
  • взимания налогов;
  • учета населения;
  • учета природных ресурсов;
  • формирования избирательных участков и т.п.

Как правило, унитарное государство  характерно для одно национальных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также  унитарная форма государственного устройства характерна государствам с  монархической формой правления.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая  территория легко управляема с помощью  обычных административных методов), одно национальных (из-за отсутствия необходимости  осуществления права каждого  народа на самоопределение и самостоятельное  государственное строительство). Примерами  могут служить Польская республика, Италия, Япония, конечно же Беларусь и др. Кроме того, унитарная форма  государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе  Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

С точки  зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно  разделить:

  1. Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
  2. Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти
  3. На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления

В заключении следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены  определенные гарантии территориальной  целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских  и сельских общин, равно как и  иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший  объем, чем гарантии носителей государственной  автономии.

Также в данном параграфе  необходимо освятить и межгосударственные образования.

Особенности этого вида конфедеративных государств рассмотрим на примере Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и роли в нем Беларуси.

Итак, Содружество Независимых  Государств – это межгосударственное объединение, образованное Беларуссией, Украиной и Россией. В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование. Заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан ,Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Украиной и Россией в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Созданы органы СНГ: Совет  глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных  дел, Межгосударственный экономический  совет, Межпарламентская ассамблея  с центром в Санкт-Петербурге и другие. Постоянно действующий  орган СНГ – Координационно-консультативный  комитет в Минске. Структуру межгосударственных органов

Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы