Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями

Файлы: 1 файл

Курсовая по тгп.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)
    1. Автономия

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное  государственное образование. Слово  “автономия” (греч. – Свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно --территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры. 
 

  3. Государственно-правовой режим

Политический режим  — это методы осуществления политической власти, политическое состояние в  обществе, которое складывается в  результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

3.1 Деспотический, тиранический и фашистский режим

Деспотический режим

Деспотический режим  (греч. – despotia - неограниченная власть)[10] . Этот режим характерен для монархической  формы правления, а именно для  абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним  лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались  крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и подчинением деспоту  со стороны его подданных, отсутствием  правовых и моральных начал в  управлении. Для многих государств азиатского способа производства с  их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями  деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве  доминируют карательная, жесткая налоговая  политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые  при этом, потрясают воображение  своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое  подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх  пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую руку государя. “Если  государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без  промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все  пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[11] .

Деспотический режим  встречался в основном в странах  Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной  Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих  обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима.

Тиранический  режим

Тиранический режим - также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена  правовых и  нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании  как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и принуждение для  того, чтобы посеять страх среди  населения. Тиранические режимы можно  наблюдать в полисах Древней  Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

Тирания, как и  деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие  обрушиваются, прежде всего,  на головы  высших должностных лиц, то при тирании  им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистский  режим

Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями  о превосходстве одних наций  над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью  фашистского государства объявляется  охрана  национальной общности, решение  геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка  фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности  зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего, лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа[12] .

Милитаризация, поиск  внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная  экспансия определенным образом  отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского  режима характерны опора на круги  крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений,  рост дискреционных  полномочий исполнительных органов  государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным  аппаратом, вождизм. При фашизме  происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы  личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство  при фашизме неимоверно расширяет  свои функции и устанавливает  контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные  права и свободы граждан. В  отношении других прав граждан часто  допускаются нарушения со стороны  властей и открыто демонстрируется  пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные  приоритеты, основанные на “великой”, “исторической” национальной идее.

Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры  в обществе для достижения своих  целей, для натравливания одних  наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время  фашизм в его классической форме  нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть  во многих странах (Германия и Италия).

3.2 Тоталитарный и авторитарный режим.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим  является, как правило, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х  годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение  социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней  формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, все контролирующая и всепроницающая власть.

Тоталитарный режим  характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая  формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев  харизматическим.

Тоталитарный режим  допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить  или уничтожить. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества  объявляются  антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого  становится массовым явлением  одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы  имевшие место  выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном  управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится  сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о  благе народа. Какое-либо критическое  отношение к нему пресекается.

На фоне этого  происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых  согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные  и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов  “силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.

При тоталитаризме  устанавливается полный контроль над  всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально  объединить общество с собой, полностью  его огосударствить. В экономической  жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило,  ограничивается в  правах и свободах. А если формально  политические права и свободы  закрепляются в законе, то отсутствует  механизм их реализации,  а также  реальные возможности для пользования  ими. Контроль пронизывает и сферу  личной жизни людей. Демагогия, догматизм  становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим  использует полицейский сыск, поощряет и широко использует  доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно  на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация - также  одна из основных характеристик тоталитарного  режима. Идея о военной опасности  становится необходимой для сплочения  общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и  агрессия помогает достичь сразу  несколько целей: отвлечь народ  от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические  проблемы военным путем.

Информация о работе Форма государства